08.02.2021
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении открытого
городского
«ФЕСТИВАЛЯ
ДЕТСКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА» - 2021
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации
и проведения «Фестиваля детского изобретательства» (далее - Фестиваль), как
ежегодного итогового мероприятия образовательного проекта «Детская академия
изобретательства». Положение регулирует организационное, методическое и
финансовое обеспечение Фестиваля, порядок участия в нём детей, их родителей и педагогов
образовательных организаций.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», нормативно-правовыми документами Министерства
образования и
молодёжной политики Свердловской
области и Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, а также
локальными актами ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический
университет» (далее УрГПУ), уставом малого инновационного предприятия ООО
«Институт дизайна инноваций», созданного при УрГПУ для расширенного внедрения в
системы образования всех уровней результатов научных исследований и творческой
деятельности ученых, преподавателей и студентов УрГПУ.
1.3 Учредителями
Фестиваля являются ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический
университет», Департамент образования Администрации города Екатеринбурга, малое
инновационное предприятие ООО «Институт дизайна инноваций» при УрГПУ. Научно-методическое
руководство подготовкой и проведением Фестиваля выполняет
Институт педагогики и психологии детства УрГПУ.
1.4 Фестиваль
детского изобретательства – это комплексное творческое мероприятие, включающее
создание и презентацию изобретательских проектов, разработанных
в сотворческой деятельности детей, педагогов и родителей, итогом которого является
комплексный творческий продукт, имеющий признаки изобретения и при этом
включающий в себя элементы не только технического, но и литературного, художественного,
анимационного, театрального и музыкального творчества. Центральным событием
Фестиваля является Выставка и публичная презентация оригинальных комплексных
творческих продуктов, созданных в сотворческой деятельности
детей, педагогов и родителей, и имеющих признаки изобретения.
1.5 Цель проведения
Фестиваля: создание условий для комплексного развития творческих способностей
детей дошкольного и младшего школьного возраста с ориентацией на
изобретательскую деятельность.
1.6 Темы Фестиваля 2021 года:
·
«Изобретения на
службе безопасности детей»;
·
«Освоение человеком
космического пространства: изобретения и проекты».
1.7 Задачи Фестиваля:
по отношению к детям-участникам
Фестиваля:
·
комплексное
развитие творческих способностей детей и формирование у них интереса к
изобретательской деятельности посредством организации игрового творческого
соревнования-фестиваля по разработке изобретательских проектов;
·
формирование
культуры творчества посредством организации совместной проектной деятельности
детей, педагогов и родителей по созданию комплексного творческого продукта,
имеющего признаки изобретения и при этом включающего в себя элементы не только
технического творчества, но и литературного, художественного, анимационного,
театрального и музыкального;
·
формирование у
детей мотивации к социально значимой изобретательской деятельности посредством
демонстрации её высокого общественного статуса;
·
выявление
одарённых детей, склонных к изобретательству в различных сферах
жизнедеятельности и организация их педагогического сопровождения;
по
отношению к педагогам:
· развитие социально-профессиональной и
предметно-профессиональной компетентности педагогов посредством расширения
сферы профессионального общения;
· сопровождение педагогической деятельности,
направленной на комплексное развитие способностей детей к изобретательству
посредством организации в рамках Фестиваля интерактивных научно-методических
семинаров и общественной презентации оригинальных творческих продуктов, имеющих
признаки изобретения;
· формирование
у педагогов культуры творческой деятельности и культуры интеллектуальной
собственности посредством организации в рамках Фестиваля научно-методических
семинаров по методологии творчества и основам интеллектуальной собственности;
· поощрение лучших педагогов, организующих работу
по комплексному развитию творческих способностей детей и подготовке их к
изобретательской деятельности;
по
отношению к родителям:
· развитие у родителей способности к
взаимодействию с детьми в процессе сотворческой деятельности и повышение их
педагогической грамотности в сфере развития творческих способностей детей к
изобретательству и работе с одарёнными детьми посредством организации в рамках
Фестиваля интерактивных научно-методических семинаров для родителей;
· развитие
у родителей способности к сотрудничеству с педагогами в области развития
творческих способностей детей посредством проведения в рамках Фестиваля
совместных семинаров и тренингов для педагогов и родителей;
· формирование
у родителей культуры творческой деятельности и культуры интеллектуальной
собственности посредством организации в рамках Фестиваля научно-методических
семинаров по методологии творчества и основам интеллектуальной собственности.
2. Руководство Фестивалем
2.1. Общее
руководство Фестивалем осуществляет Департамент образования Администрации города
Екатеринбурга.
2.2. Для
организации и проведения Фестиваля создается Организационный комитет (далее -
Оргкомитет), в состав которого входят представители Департамента образования
Администрации
города Екатеринбурга, Института педагогики и психологии детства УрГПУ, ООО
«Институт дизайна инноваций» при УрГПУ, а также представители
родительской общественности.
2.2.1. Оргкомитет:
·
устанавливает
порядок и даты проведения этапов Фестиваля, определяет процедуру проведения
этапов Фестиваля;
·
разрабатывает
и утверждает критерии оценивания и содержание комплексного творческого задания;
·
осуществляет
сбор и регистрацию заявок на Фестиваль;
·
определяет
место проведения второго этапа Фестиваля, включая торжественное закрытие
Фестиваля;
·
обеспечивает
публикацию в средствах массовой информации сообщений о проведении Фестиваля.
2.2.2. Решение
Оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины его
списочного состава. Решения Оргкомитета Фестиваля оформляются протоколом.
2.3. Для оценки комплексных
творческих продуктов, имеющих признаки изобретения, разработанных в
сотворческой деятельности детей, педагогов и родителей, создается жюри, в
состав которого могут входить преподаватели вузов, работники образовательных
организаций дошкольного образования, представители родительской общественности.
2.3.1. Жюри
оценивает комплексные творческие продукты, имеющие признаки изобретения,
созданные в сотворческой деятельности детей, педагогов и
родителей согласно критериям и показателям, разработанным Оргкомитетом.
2.3.2. Итоги Фестиваля
подводятся членами жюри Фестиваля по результатам публичной презентации творческих
продуктов, имеющих признаки изобретения, разработанных в
сотворческой деятельности детей, педагогов и родителей. Жюри вправе определить
победителей Фестиваля в номинациях.
2.3.3.
Жюри отбирает лучшие работы для публикации в виде сборников творческих работ, а
в случае усмотрения патентоспособных изобретений детей, организует
взаимодействие педагогов-руководителей детских творческих коллективов и
родителей детей-изобретателей для оформления заявки на изобретение. Работу по
выявлению и защите возможных детских изобретений организует Институт дизайна
инноваций при ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
2.4. Состав
оргкомитета, жюри Фестиваля утверждаются распоряжением Департамента образования
Администрации города Екатеринбурга.
3. Участники Фестиваля
3.1. В Фестивале
могут принять участие дети от 5 до 18 лет всех образовательных учреждений и организаций
муниципального образования «город Екатеринбург» и других городов, и населенных
пунктов России и зарубежья. Участниками Фестиваля могут быть как отдельный
ребенок под руководством педагога или родителей, так и детский творческий
коллектив под руководством педагога и при участии родителей. Состав одного
творческого коллектива не более 7 человек детей.
3.2. Участие в
Фестивале позволяет детям проявить свои способности в изобретательской
деятельности, дает возможность почувствовать вкус сотворчества, радость
взаимодействия со сверстниками, родителями и педагогами. Участие в Фестивале
способствует формированию устойчивого интереса детей к изобретательству.
Фестиваль объединяет ресурсы образовательных учреждений и организаций для
обеспечения стабильного притока интеллектуально развитых детей в учреждения
общего и дополнительного образования технико-технологического профиля.
3.3. В Фестивале могут принять участие взрослые, в том числе педагоги
образовательных организаций, дети и творческие коллективы детей, получающих
образование, как по программам основного, так и дополнительного образования.
Для взрослой категории участников Фестиваля устанавливаются 2 номинации:
·
педагогическое изобретение.
3.4. Дети
– участники Фестиваля делятся на 4
возрастные группы:
·
5-6 (7) лет, воспитанники дошкольных
образовательных организаций;
·
7-10 (11) лет,
обучающиеся по основным образовательным программам
начального общего образования;
·
11 (12)-15 лет, обучающиеся по основным образовательным
программам основного общего образования
·
16-18 лет, обучающиеся по образовательным программам среднего
общего образования.
3.5. Родители
могут принимать участие в процессе проектной деятельности на подготовительном
этапе, но при этом они должны документально (в пояснительной записке) отразить
свой конкретный вклад в итоговый комплексный творческий продукт, чтобы не
допустить незаслуженно завышенной оценки результатов детского творчества и тем
самым предотвратить формирование у детей неверной самооценки. На отборочном и презентационном этапе родители допускаются лишь для
психологической и технической (вспомогательной) поддержки выступления детей.
Организацию выступления детского творческого коллектива осуществляет педагог –
руководитель коллектива. Выступление детей – индивидуальных участников организует
руководитель – педагог или один из родителей.
3.6. Количество
участников Фестиваля не ограничено.
4. Порядок проведения Фестиваля
4.1. Для участия
в Фестивале в период с 8 по 15 февраля 2021
года (включительно) необходимо пройти электронную регистрацию через интернет-ресурс малого инновационного
предприятия ООО «Институт дизайна инноваций» «Детская академия
изобретательства» по адресу http://idi.space/.
4.2. Оргкомитет Фестиваля
не позднее 16 февраля 2021 года на интернет-ресурсе
малого
инновационного предприятия ООО «Институт дизайна инноваций»
«Детская академия изобретательства» по адресу http://idi.space/
публикует список допущенных к участию в Фестивале участников.
4.3. Фестиваль
проводятся в срок с 8 февраля по 26 марта 2021 года.
4.4.
Устанавливаются следующие этапы и сроки проведения Фестиваля:
·
первый
этап – подготовительный, проводится в интерактивной форме в срок с 08 февраля
по 01 марта 2021 года;
·
второй
этап – отборочный, проводится в заочной форме в срок со 02 по 16 марта 2021
года. Списки участников, допущенных к участию в третьем этапе Фестиваля 18.03.2021
публикуются на сайте http://idi.space/ ;
·
третий
этап – презентационный, проводится в очной форме в срок с 22 марта по 26 марта
2021 года.
4.5. Первый
этап – подготовительный. На данном этапе индивидуальные участники и
творческие коллективы принимают решение об участии в Фестивале и подают в
оргкомитет заявки на участие в Фестивале. С педагогами и родителями – руководителями
детей-участников Фестиваля, проводятся интерактивные семинары, направленные на
решение задач Фестиваля, на которых рассматриваются варианты решения комплексных
творческих заданий, содержание и методы сотворческой проектной деятельности
детей, педагогов и родителей. После формирования детских творческих коллективов
и определения списка участников в образовательных организациях проводится
творческая проектная деятельность по выполнению комплексного творческого
задания. Структура и содержание задания, требования к организации его
выполнения приведены в следующем пункте Положения.
4.6. Второй
этап – отборочный. На данном заочном
этапе индивидуальные участники и творческие коллективы предоставляют жюри
презентацию оригинальных
комплексных творческих продуктов. Презентация включает: фото или
видео материал с фиксацией внешнего вида, конструкции и основных функций
изобретений, а также сопроводительную записку объемом не более 3 страниц с
описанием конструкции и основных функций изобретений и результатами сравнения
изобретения с аналогами. Все изображения оригинальных комплексных творческих продуктов
размещаются на «Выставке достижений юных изобретателей», расположенной на сайте
ООО «Институт
дизайна инноваций» «Детская академия изобретательства» по адресу http://idi.space/.
Жюри выполняет оценку работ и определяет лучшие оригинальные комплексные
творческие продукты, рекомендованные к представлению на третьем
презентационном этапе.
4.7. Третий
этап – презентационный. На данном очном
этапе проводится выставка изобретений участников Фестиваля и в игровой,
праздничной форме организуется публичная презентация детьми-изобретателями,
взрослыми-изобретателями оригинальных
комплексных творческих продуктов. Жюри выполняет оценку работ и
определяет лучшие оригинальные
комплексные творческие продукты, а также определяет победителей и
лауреатов Фестиваля.
4.8.
Итоги Фестиваля подводятся на Торжественном закрытии и
размещаются на интернет-ресурсе малого инновационного предприятия ООО «Институт дизайна инноваций»
«Детская академия изобретательства» по адресу http://idi.space/.
4.9. Информирование
о ходе Фестиваля осуществляется посредством публикации объявлений на интернет-ресурсе
малого
инновационного предприятия ООО «Институт дизайна инноваций»
«Детская академия изобретательства» по адресу http://idi.space/.
5. Структура и содержание комплексного творческого
задания,
требования к организации его выполнения
5.1.
Комплексное творческое задание в рамках Фестиваля 2021
года выполняется в соответствии с одной из двух (на выбор участников) темой «Изобретения на службе безопасности детей» или «Освоение человеком космического
пространства: изобретения и проекты», выбор которых определён юбилеем
первого в мире орбитального облёта планеты Земля в околоземном космическом
пространстве (12.04.1961) и ситуацией, сложившейся в мире в связи с пандемией
новой коронавирусной инфекции.
5.2. Задание,
предлагаемое участникам Фестиваля, состоит в том, что им необходимо разработать
в сотворческой деятельности детей, педагогов и родителей или индивидуально оригинальный комплексный творческий продукт, непосредственно связанный с одной из тем
Фестиваля 2021, имеющий признаки
изобретения и включающий в себя элементы не только технического творчества, но
и литературного, и художественного
(приветствуются также элементы анимационного,
театрального, музыкального и других
видов творчества).
Достижение творческого результата обеспечивается применением АС-технологии
развития творчества детей. Методическим средством организации проектной
деятельности по этой технологии является
учебно-методическое пособие для детей, родителей и педагогов «АС-технология
развития творчества для детей», а также методические
презентации и видеоролики, размещённые на сайте института дизайна инноваций
(ИДИ) на страницах «Детская академия изобретательства» и «Фестиваль детского
изобретательства 2021».
5.3 Проектная сотворческая деятельность
организуется по следующему алгоритму:
1) Участникам предлагается выбрать любое
известное им детское литературное произведение: одно или несколько
стихотворений детских поэтов, одну или несколько сказок или детских рассказов,
или несколько пословиц и поговорок, в содержании
которых можно усмотреть элементы спортивных состязаний, как известных, так и
ещё не придуманных.
2) По аналогии с сюжетом (сюжетами)
выбранных произведений детям предлагается сочинить собственное (индивидуальное
или коллективное) литературное произведение, содержательно
связанное с одной из тем Фестиваля. Сотворчество детей с педагогами
и родителями на этом этапе приветствуется. В частности, работа по записи
предложенных детьми идей, образов и сюжетов сочиняемых произведений полностью
выполняется взрослыми. Необходимо отметить, что в сюжете сочинённых детьми
литературных произведений совсем не обязательно должна быть явным образом
представлена выбранная тема. Достаточно того, чтобы в сочинённом произведении
можно было бы усмотреть элементы обеспечения безопасности детей или идеи,
упоминания о необходимости освоения космического пространства (в соответствии с
выбранной темой).
3) Детям предлагается нарисовать
действующих лиц и другие объекты сюжетов сочиненных литературных произведений.
При этом педагоги и родители предлагают и помогают детям сделать рисунки самыми разными техниками рисования, в том числе при помощи метода
алгоритмического рисования. Из полученных рисунков детьми в сотворчестве со
взрослыми выполняется оригинальная графическая или живописная композиция.
Возможно также рисование комиксов.
4) Перечитывая вместе с детьми сочиненные
литературные произведение и глядя на выполненные детьми рисунки и композиции,
педагоги и родители помогают детям увидеть, описать, проанализировать
проблемные ситуации, в которых оказываются или могут оказаться
герои их сочинений. При этом
взрослые могут сориентировать процесс обсуждения с детьми проблемных ситуаций и
возможных путей их преодоления на превращение этих ситуаций в прогнозирование
возможных опасностей, которые могут подстерегать героев литературных
произведений или в обсуждение необходимости разработки проектов освоения
космического пространства.
Полезно также организовать с детьми обсуждение
возможности использования для решения проблемы различных явлений природы,
свойств окружающей героев сочинений среды, природных объектов и веществ из
которых они состоят, способов взаимодействия этих объектов с использованием
имеющихся у детей представлений о законах природы.
При необходимости, для более глубокого осмысления
проблемы и возможностей её решения, родители и педагоги могут организовать
познавательную деятельность детей с элементами исследовательского
экспериментирования.
5) Детям предлагается устранить найденную с помощью взрослых проблему посредством
придумывания новых способов и устройств для обеспечения безопасности детей в
ситуациях, связанных с сюжетами ранее созданного литературного произведения, или, соответственно, для полётов и работы в космосе, на орбитальных и
межпланетных станциях или поселениях на других планетах и тому подобное. Дети
могут придумывать новые машины
и механизмы, новые
вещества и предметы
труда, игры и быта. Это фантазирование, эта изобретательская по своему содержанию деятельность детей, организуется с
помощью применения одного из ассоциативных методов творчества, например, с
помощью метода фокальных объектов. Процедуры его применения описаны в пособии, указанном в п. 5.2. и размещенном в свободном доступе на интернет-ресурсе малого
инновационного предприятия ООО «Институт дизайна инноваций»
«Детская академия изобретательства» по адресу http://idi.space/
6) Придуманное техническое изобретение
зарисовывается, возможно схематически, и ему пытаются
найти место на выполненных ранее композициях, или рисуются новые
композиции. При создании композиций возможно также использование техник
аппликации, коллажирования, лепки и т.д.
7) Анализируя, обсуждая с детьми
полученные визуальные композиции с включенными в них изобретениями, детям
предлагается досочинить написанные ранее литературные произведения так, чтобы придуманные ими изобретения позволили
усилить позитивные смыслы их литературных сочинений.
8) В соответствии с
образами сочинённого
литературного произведения,
нарисованных композиций и на основе идей придуманных технических
изобретений детям предлагается изготовить иллюстрирующие их изобретения предметы и устройства, либо в качестве натурного образца из соответствующих выбранной
теме материалов (с помощью родителей), либо в качестве макета или модели с
использованием доступных для творческого коллектива детей и взрослых
материалов: бумага,
картон, глина,
пластилин, детали конструкторов и т.д.
Они вместе с описанием придуманного изобретения станут
главным продуктом творчества детско-родительского проектного коллектива или
индивидуального участника.
9) Соединить все придуманные детьми
сюжеты и изобретения в сценарии презентации комплексного
творческого продукта (например, в форме театральной
постановки, в которой дети станут актёрами, или в сценария
анимационного ролика, который может быть снят с помощью имеющегося в
распоряжении участников оборудования, или другого
выступления).
Эти комплексные
творческие продукты могут быть представлены на
презентационном этапе Фестиваля как результат изобретательства детей в
сотворчестве с педагогом и родителями. Как вариант, комплексный результат
изобретательства детей может быть представлен и в форме оригинального танца,
песни, или детской игры. При этом на каждом этапе подготовки презентации может
быть продолжена работа по поиску идей новых технических изобретений и во всех
формах презентации должен быть сделан акцент на придуманное изобретение.
10) Дети – участники Фестиваля на
презентационном этапе побывают в двух ролях: в роли актеров (докладчиков,
певцов, танцоров, музыкантов и т.д.) и в роли благодарных слушателей. Все
участники презентационного этапа поощряются
Оргкомитетом по представлению Жюри.
6. Награждение победителей
Фестиваля
6.1. Объявление и
награждение победителей и лауреатов Фестиваля проводится на торжественной
церемонии закрытия Фестиваля, которая состоится до 26 марта 2021 года после презентационного этапа Фестиваля.
6.2. Итоги
Фестиваля подводятся в каждой возрастной группе и номинации отдельно.
6.3. Победителем
Фестиваля в каждой возрастной группе или номинации считается участник (детский
творческий коллектив), набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге
по итогам презентационного этапа Фестиваля.
6.4. Лауреатами
Фестиваля в каждой возрастной группе становятся участники (детский творческий
коллектив), занявшие II и III места по сумме баллов в общем рейтинге по итогам презентационного
тура.
6.5. Все
участники Фестиваля награждаются сертификатами участников.
6.6. Победитель и
лауреаты награждаются дипломами и памятными призами от организаторов и
спонсоров Фестиваля.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2021
Дата обновления: 08.02.2021
Дата публикации: 08.02.2021