28.10.2022
Родительское просвещение
Просвещение - это процесс пропаганды и распространения
культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор
индивидами сообщаемой информации (И. Кон).
Просвещение может охватывать разные области знаний и быть:
психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим,
валеологическим, медицинским и т.д.
Просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех
субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы
готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих
детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными
словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и
для учителей, и для родителей.
Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных
воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты
формирования личности. Именно в семье происходит становление ребенка как
человека носителя высоких духовно-нравственных качеств. Нигде, кроме семьи
ребенок не научится по- настоящему любить и уважать окружающих. Только
авторитарное мнение родителей позволят достаточно полно сформировать у ребенка
понимание о добре и зле, о правде и лжи. Именно от родителей напрямую зависит,
каким человеком, гражданином, мужем станет их ребенок, какое место он займет в
социуме.
Современная ситуация в обществе диктует необходимость создания новых, более
действенных форм работы с родителями по повышению их педагогического уровня.
Работа заключается в том, чтобы педагогическое просвещение родителей велось по
специально созданной и апробированной программе, адаптированной специально для
родителей. Под словом адаптированной мы понимаем сжатие материла по вопросам
педагогики и психологии, необходимой родителям для успешной работы со своими
детьми, а также «перевод» содержания на доступный язык взрослому человеку,
далекому от педагогической профессии, т.е. исключение сложной терминологии,
либо представление толкования того или иного понятия в более упрощенную форм.
Наша школа заинтересована в родителе как в компетентном партнере, именно
ППР (педагогическое просвещение родителей) является наилучшим способом повысить
его педагогическую компетентность.
В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной
связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов - в
данном случае участники (слушатели) более активны. Иными словами, если в
процессе информирования необходимо дойти до каждого родителя (это обязанность
школы), то заниматься просвещением - это право. Не в каждой школе это делается,
и не все родители в нем нуждаются. Обучение родителей предполагает не только
передачу знаний, но и формирование умений и навыков. Просвещение, в отличие от
консультирования и поддержки, относится к коллективным формам сотрудничества с
родителями.
Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не
только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но
и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки
и позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концепции
семейного воспитания, и задача педагога скорее подтолкнуть взрослых к формированию
своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. Именно рефлексивные
навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с
собственным ребенком.
В самом общем виде целью педагогического просвещения или обучения родителей
является формирование оптимальной родительской позиции. Что под этим
подразумевается? Родительская позиция - это реальная психологическая и
воспитательная направленность матери и отца, основанная на бессознательной
оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с
ним.
Оптимальная родительская позиция должна быть:
- адекватна
(наиболее близка к объективной оценке психологических и
характерологических особенностей ребенка; воспитательное воздействие необходимо
строить на основе такой оценки);
- динамична
(способна изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка
применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям,
условиям жизни семьи);
- прогностична
(воспитательные усилия направлены в будущее, в соответствии с теми
требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь).