РП _Основы журналистики

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП СОО
Приказ №115-од от 30.08.2024г.
.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74
620109 г. Екатеринбург, ул. Крауля,46 телефон - факс (343) 242-22-10
ИНН 6658068601 КПП 665801001 e-mail: soch74@eduekb.ru

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов №74
Протокол от 30.08.2024 № 10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса
«Основы журналистики»
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург
2024

I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
10 класс
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности и профессия
Что такое журналистика. Понятие о СМИ. Функции СМИ. История отечественной
журналистики 18-20 вв.
Первая печатная российская газета «Ведомости». Гравюра как средство визуализации
информации в первых русских печатных газетах и журналах. Журналистская деятельность русских
ученых, поэтов и писателей XIX века.
Профессиональные качества журналиста. Этико-правовые основы деятельности журналиста.
Мораль, моральные ценности, этика в журналистской профессии. Каноны журналистики.
Международные принципы журналистской этики: Кодекс практики, Кодекс печати и т.д.
Отечественные журналистские кодексы. Конституция РФ о свободе слова, массовой
информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах
массовой информации».
Закон «О государственной тайне». Закон «О рекламе». Защита авторских прав в законе «Об
авторском праве и смежных правах». Гражданский кодекс о защите чести, достоинства и деловой
репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении. Виды СМИ. Периодика, электронные
СМИ.
Раздел 2. Культура речи журналиста
Культура устной речи журналиста. Анализ звучащей речи журналиста в телевизионном и
радиоэфире. Культура письменной речи журналиста. Типы речи.
Риторический канон как способ развёртывания речи Ведущие журналисты Екатеринбурга.
Раздел 3. Литературное редактирование
Литературное редактирование как научная дисциплина. Общее понятие о редактировании
текста. Виды редакторского чтения. Правка текста. Виды правки.
Правка-вычитка. Глазные ошибки. Понятие о корректуре. Корректурные знаки. Правкасокращение. Приёмы правки.
Правка-переделка. Правка-обработка. Работа редактора над логикой текста. Работа
редактора над композицией произведения.
Работа редактора над текстом-описанием. Работа редактора над текстом повествованием.
Работа редактора над текстом-рассуждением. Работа редактора над цифровыми данными и
определениями в тексте. Понятие факта в журналистике. Творческая лаборатория «Проба пера».
Раздел 4. Текст как продукт журналистского творчества
Методы сбора информации. Способы проверки достоверности информации. Структура
журналистского текста: лид, хэдлайн, зачин, основная часть, концовка. Заголовок. Роль заголовка
в тексте. Связь текста и заголовка. Сильные позиции текста. Стиль. Виды стилей.

Проблема единства стиля в журналистском тексте. Творческая лаборатория «Проба пера».
Номер газеты. Работа редакционного коллектива. Структура редакции. Обязанности членов
редакции. Планирование номера издания. Функции выпускающего редактора и главного
редактора. Рубрикатор. Функции корректора. Подготовка номера к печати. Интерактивность в
работе журналиста.
11 класс
Раздел 1. Структура журналистского текста
Структура журналистского текста. Заголовок. Разновидности заголовка.
Способы создания заголовка.
Что такое лид. Виды лидов. Сочетание лида с основной частью. Основная часть. Подпись.
Псевдоним.
Раздел 2. Основные публицистические жанры
Основные публицистические жанры. Характеристика публицистического стиля речи и его
особенностей.
Лексические особенности публицистического стиля речи. Синтаксические особенности
публицистического стиля речи. Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства
эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).
Информационные жанры. Аналитические жанры. Художественно-публицистические жанры.
Заметка информационного характера. Критерии определения новостей. Заметка дискуссионного
характера. Заметка с выводами и предложениями. Репортаж. Позиция автора. Информационный
репортаж. Проблемный репортаж. Событийный репортаж. Телерепортаж.
Интервью. Журналистская этика в работе над интервью. Строение интервью. Особенности
работы над интервью в информационных программах. Особенности работы над интервью в
аналитических программах. Особенности работы над интервью художественно публицистических программ. Ошибки при написании интервью. Цитирование. Способы передачи
чужого высказывания в письменной речи. Работа с диктофоном (магнитофоном).
Статья как аналитический жанр. Общеисследовательская статья. Практикоаналитическая
статья. Полемическая
статья. Отчет.
Рецензия. Очерк. Портретный очерк.
Проблемный очерк. Путевой очерк. Эссе. Аннотация. Отзыв о книге. Отзыв о кинофильме. Отзыв
о спектакле. Записные книжки как форма литературных заготовок.
Сатира и юмор на страницах периодической печати. Фельетон. Средства выразительности в
фельетоне. Пародия. Эпиграмма. Фоторепортаж. Переписка. («Нам пишут наши читатели»)
Обработка корреспонденции. «Раскладка» корреспонденции. Тесты. Анкетирование.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
3

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
4

3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

-

Предметные результаты
Выпускник научится:
навыкам анализа текста как конечного результата журналистской деятельности,
создавать тексты в различных жанрах,
искать информации в различных источниках;
освоит первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные
структурные элементы;
редактировать текст, работать в текстовых редакторах;
приобретет навыки работы с научной, справочной литературой.
излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения;
вести дискуссии;
грамотной устной и письменной речи.
оперировать формулировками, определениями;
навыкам постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

5

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На изучение учебного курса «Основы журналистики» в 10 классе отводится – 0,5 часа , в 11 классе – 1 час. Итого за два года
обучения -85 часов.
Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с
возрастными особенностями обучающихся и обеспечивает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у
обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания
на основе исторического просвещения;
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования,
проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов
воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным
планом воспитательной работы;
создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение сильных сторон
ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности,
использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту обучающихся, проявление внимания к ученикам,
требующим такого внимания;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета
воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию,
игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие
укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе
с особыми образовательными потребностями, дающего
обучающимся
социально значимый
опыт
сотрудничества
и
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных
и групповых проектов воспитательной направленности.
10 класс
№

Наименование разделов и тем

№

1
2
3
4
5

6
7
8

Раздел
1.
Журналистика
как
вид
деятельности и профессия
Что такое журналистика? Понятие о СМИ.
Функции СМИ
История отечественной журналистики 18-20
вв. Журналистика Екатеринбурга.
Профессиональные качества журналиста
Этико-правовые основы деятельности
журналиста
Виды СМИ. Периодика, электронные
СМИ.
Раздел 2. Культура речи журналиста
Культура устной речи журналиста
Анализ звучащей речи журналиста в
телевизионном и радиоэфире
Культура письменной речи журналиста. Типы
речи. Ведущие журналисты нашего города.

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

Проверочные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

1

https://urok.1sept.ru/articles/411304

1

https://elar.urfu.ru/handle/10995/40860

1
1

journ.msu.ru

1

journ.msu.ru

1

https://spravochnick.ru/zhurnalistika/kul
tura_i_tehnika_rechi_zhurnalista/
https://spravochnick.ru/zhurnalistika/kul
tura_i_tehnika_rechi_zhurnalista/
https://spravochnick.ru/zhurnalistika/kul
tura_i_tehnika_rechi_zhurnalista/

1
1

journ.msu.ru

7

9

10
11

Раздел 3. Литературное редактирование
Литературное редактирование как научная
дисциплина. Общее понятие о редактировании
текста
Правка текста. Виды правки. Правка-вычитка.
Основные ошибки
Понятие о корректуре. Корректурные знаки

1

https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil
e_1499065824_2206.pdf

1

https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil
e_1499065824_2206.pdf
https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil
e_1499065824_2206.pdf
https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil
e_1499065824_2206.pdf
https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil
e_1499065824_2206.pdf

1
1

15

Правка-сокращение. Правка-переделка.
Правка-обработка.
Работа редактора над цифровыми данными и
определениями в тексте. Понятие факта в
журналистике
Итоговый тест по разделу «Литературное
редактирование»
Раздел 4. Текст как продукт
журналистского творчества
Творческая лаборатория «Проба пера»

16

Работа редакционного коллектива

1

17

Презентация индивидуального проекта

1

12
13

14

1

1

1

1

1

https://infourok.ru/tvorcheskiy-proektproba-pera-napisanienauchnofantasticheskogo-rasskaza3647224.html
https://infourok.ru/tvorcheskiy-proektproba-pera-napisanienauchnofantasticheskogo-rasskaza3647224.html
1

8

11 класс
№
Наименование
разделов и тем

Электронные (цифровые) образовательные
Контрольные Практические ресурсы
работы
работы

Количество часов
Всего

Раздел 1. Структура
журналистского текста

1
1

https://its-journalist.ru/articles/iskusstvo-zagolovkafunkcii-raznovidnosti-primery.html

1

https://kontur.ru/compass/spravka-compass/46077lid_i_lidogeneraciya
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/conspect/115030/

4

Заголовок. Разновидности
заголовка. Способы создания
заголовка
Что такое лид? Виды лидов.
Сочетание лида с основной частью
Основная часть. Построение текста
на выбранную тему
Подпись. Псевдоним

5

Приемы создания образа

1

https://gymnasium23.ru/wpcontent/uploads/2020/05/Крымова-Ярослава.-9-б.pdf
https://studfile.net/preview/5455690/page:21/

6

Раздел 2. Основные
публицистические жанры

7

Характеристика публицистического
стиля речи и его особенностей
Лексические особенности
публицистического стиля речи
Синтаксические особенности
публицистического стиля речи
Экспрессивные (выразительные)
средства языка (средства
эмоциональной выразительности

1

resh.edu.ru

1

resh.edu.ru

1

resh.edu.ru

1

resh.edu.ru

1

2
3

8
9
10

1
1

9

11

публицистического стиля речи)
Информационные жанры

1

12

Аналитические жанры

1

13

Художественно-публицистические
жанры. Жанровая характеристика
газет
Заметка информационного
характера
Критерии определения новостей.
Новостная тематика СМИ
Заметка дискуссионного характера

1

resh.edu.ru

1

resh.edu.ru

1

http://www.mediascope.ru/2467

1

1

18

Заметка с выводами и
предложениями
Репортаж. Позиция автора

https://infourok.ru/uroki-98-99-zametkadiskussionnogo-haraktera-v-gazetu-vpublicisticheskom-stile-5360369.html
https://videoforme.ru/wiki/zhurnalistika/vidy-zametok

1

https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411466173_6546.pdf

19

Информационный репортаж

1

https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411466173_6546.pdf

20

Проблемный репортаж

1

https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411466173_6546.pdf

21

Событийный репортаж

1

https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411466173_6546.pdf

22

1

23

Контрольный тест по теме «Малые
жанры периодической печати»
Телерепортаж. Фоторепортаж

1

http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm

24

Интервью. Строение интервью

1

http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm

25

Журналистская этика в работе над
1
интервью.
Особенности
работы
над
1
интервью в информационных
программах. Информационные
программы в СМИ
Особенности работы над интервью в 1

14
15
16

17

26

27

resh.edu.ru

1

https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf
https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf

https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf
10

28

29

30
31

32

аналитических программах
Особенности
работы
над
интервью в художественно публицистических программ .
Ошибки
при
написании
интервью
Цитирование. Способы передачи
чужого высказывания в письменной
речи
Работа с диктофоном
(магнитофоном)
Статья как аналитический .
Практико-аналитическая статья.
Полемическая статья
Отчет. Аннотация. Рецензия.

1

https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf

1

1

https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2014/05/30/sposoby-peredachi-chuzhoyrechi-sposoby-tsitirovaniya
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=450486

1

https://studfile.net/preview/3195796/page:9/

1

https://lektsii.org/12-28576.html
https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yazyku-na-temutema-publicisticheskij-stil-i-ego-zhanry-ocherkportretnyj-problemnyj-putevoj-vystuplenie5096875.html

33

Очерк. Портретный очерк.
Проблемный очерк. Путевой очерк.
Эссе

1

34

Творческая лаборатория «Проба
пера».

1

1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».