ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП СОО Приказ №115-од от 30.08.2024г. . Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74 620109 г. Екатеринбург, ул. Крауля,46 телефон - факс (343) 242-22-10 ИНН 6658068601 КПП 665801001 e-mail: soch74@eduekb.ru ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №74 Протокол от 30.08.2024 № 10 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы журналистики» для обучающихся 10-11 классов Екатеринбург 2024 I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ» 10 класс Раздел 1. Журналистика как вид деятельности и профессия Что такое журналистика. Понятие о СМИ. Функции СМИ. История отечественной журналистики 18-20 вв. Первая печатная российская газета «Ведомости». Гравюра как средство визуализации информации в первых русских печатных газетах и журналах. Журналистская деятельность русских ученых, поэтов и писателей XIX века. Профессиональные качества журналиста. Этико-правовые основы деятельности журналиста. Мораль, моральные ценности, этика в журналистской профессии. Каноны журналистики. Международные принципы журналистской этики: Кодекс практики, Кодекс печати и т.д. Отечественные журналистские кодексы. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации». Закон «О государственной тайне». Закон «О рекламе». Защита авторских прав в законе «Об авторском праве и смежных правах». Гражданский кодекс о защите чести, достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении. Виды СМИ. Периодика, электронные СМИ. Раздел 2. Культура речи журналиста Культура устной речи журналиста. Анализ звучащей речи журналиста в телевизионном и радиоэфире. Культура письменной речи журналиста. Типы речи. Риторический канон как способ развёртывания речи Ведущие журналисты Екатеринбурга. Раздел 3. Литературное редактирование Литературное редактирование как научная дисциплина. Общее понятие о редактировании текста. Виды редакторского чтения. Правка текста. Виды правки. Правка-вычитка. Глазные ошибки. Понятие о корректуре. Корректурные знаки. Правкасокращение. Приёмы правки. Правка-переделка. Правка-обработка. Работа редактора над логикой текста. Работа редактора над композицией произведения. Работа редактора над текстом-описанием. Работа редактора над текстом повествованием. Работа редактора над текстом-рассуждением. Работа редактора над цифровыми данными и определениями в тексте. Понятие факта в журналистике. Творческая лаборатория «Проба пера». Раздел 4. Текст как продукт журналистского творчества Методы сбора информации. Способы проверки достоверности информации. Структура журналистского текста: лид, хэдлайн, зачин, основная часть, концовка. Заголовок. Роль заголовка в тексте. Связь текста и заголовка. Сильные позиции текста. Стиль. Виды стилей. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Творческая лаборатория «Проба пера». Номер газеты. Работа редакционного коллектива. Структура редакции. Обязанности членов редакции. Планирование номера издания. Функции выпускающего редактора и главного редактора. Рубрикатор. Функции корректора. Подготовка номера к печати. Интерактивность в работе журналиста. 11 класс Раздел 1. Структура журналистского текста Структура журналистского текста. Заголовок. Разновидности заголовка. Способы создания заголовка. Что такое лид. Виды лидов. Сочетание лида с основной частью. Основная часть. Подпись. Псевдоним. Раздел 2. Основные публицистические жанры Основные публицистические жанры. Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей. Лексические особенности публицистического стиля речи. Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи). Информационные жанры. Аналитические жанры. Художественно-публицистические жанры. Заметка информационного характера. Критерии определения новостей. Заметка дискуссионного характера. Заметка с выводами и предложениями. Репортаж. Позиция автора. Информационный репортаж. Проблемный репортаж. Событийный репортаж. Телерепортаж. Интервью. Журналистская этика в работе над интервью. Строение интервью. Особенности работы над интервью в информационных программах. Особенности работы над интервью в аналитических программах. Особенности работы над интервью художественно публицистических программ. Ошибки при написании интервью. Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа с диктофоном (магнитофоном). Статья как аналитический жанр. Общеисследовательская статья. Практикоаналитическая статья. Полемическая статья. Отчет. Рецензия. Очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк. Эссе. Аннотация. Отзыв о книге. Отзыв о кинофильме. Отзыв о спектакле. Записные книжки как форма литературных заготовок. Сатира и юмор на страницах периодической печати. Фельетон. Средства выразительности в фельетоне. Пародия. Эпиграмма. Фоторепортаж. Переписка. («Нам пишут наши читатели») Обработка корреспонденции. «Раскладка» корреспонденции. Тесты. Анкетирование. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 3 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 4 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. - Предметные результаты Выпускник научится: навыкам анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создавать тексты в различных жанрах, искать информации в различных источниках; освоит первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; редактировать текст, работать в текстовых редакторах; приобретет навыки работы с научной, справочной литературой. излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; вести дискуссии; грамотной устной и письменной речи. оперировать формулировками, определениями; навыкам постановки и решения интеллектуальных проблем и задач. 5 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ На изучение учебного курса «Основы журналистики» в 10 классе отводится – 0,5 часа , в 11 классе – 1 час. Итого за два года обучения -85 часов. Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и обеспечивает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту обучающихся, проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 10 класс № Наименование разделов и тем № 1 2 3 4 5 6 7 8 Раздел 1. Журналистика как вид деятельности и профессия Что такое журналистика? Понятие о СМИ. Функции СМИ История отечественной журналистики 18-20 вв. Журналистика Екатеринбурга. Профессиональные качества журналиста Этико-правовые основы деятельности журналиста Виды СМИ. Периодика, электронные СМИ. Раздел 2. Культура речи журналиста Культура устной речи журналиста Анализ звучащей речи журналиста в телевизионном и радиоэфире Культура письменной речи журналиста. Типы речи. Ведущие журналисты нашего города. Количество часов Всего Контрольные работы Проверочные работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 https://urok.1sept.ru/articles/411304 1 https://elar.urfu.ru/handle/10995/40860 1 1 journ.msu.ru 1 journ.msu.ru 1 https://spravochnick.ru/zhurnalistika/kul tura_i_tehnika_rechi_zhurnalista/ https://spravochnick.ru/zhurnalistika/kul tura_i_tehnika_rechi_zhurnalista/ https://spravochnick.ru/zhurnalistika/kul tura_i_tehnika_rechi_zhurnalista/ 1 1 journ.msu.ru 7 9 10 11 Раздел 3. Литературное редактирование Литературное редактирование как научная дисциплина. Общее понятие о редактировании текста Правка текста. Виды правки. Правка-вычитка. Основные ошибки Понятие о корректуре. Корректурные знаки 1 https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil e_1499065824_2206.pdf 1 https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil e_1499065824_2206.pdf https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil e_1499065824_2206.pdf https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil e_1499065824_2206.pdf https://medialing.spbu.ru/upload/files/fil e_1499065824_2206.pdf 1 1 15 Правка-сокращение. Правка-переделка. Правка-обработка. Работа редактора над цифровыми данными и определениями в тексте. Понятие факта в журналистике Итоговый тест по разделу «Литературное редактирование» Раздел 4. Текст как продукт журналистского творчества Творческая лаборатория «Проба пера» 16 Работа редакционного коллектива 1 17 Презентация индивидуального проекта 1 12 13 14 1 1 1 1 1 https://infourok.ru/tvorcheskiy-proektproba-pera-napisanienauchnofantasticheskogo-rasskaza3647224.html https://infourok.ru/tvorcheskiy-proektproba-pera-napisanienauchnofantasticheskogo-rasskaza3647224.html 1 8 11 класс № Наименование разделов и тем Электронные (цифровые) образовательные Контрольные Практические ресурсы работы работы Количество часов Всего Раздел 1. Структура журналистского текста 1 1 https://its-journalist.ru/articles/iskusstvo-zagolovkafunkcii-raznovidnosti-primery.html 1 https://kontur.ru/compass/spravka-compass/46077lid_i_lidogeneraciya https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/conspect/115030/ 4 Заголовок. Разновидности заголовка. Способы создания заголовка Что такое лид? Виды лидов. Сочетание лида с основной частью Основная часть. Построение текста на выбранную тему Подпись. Псевдоним 5 Приемы создания образа 1 https://gymnasium23.ru/wpcontent/uploads/2020/05/Крымова-Ярослава.-9-б.pdf https://studfile.net/preview/5455690/page:21/ 6 Раздел 2. Основные публицистические жанры 7 Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей Лексические особенности публицистического стиля речи Синтаксические особенности публицистического стиля речи Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства эмоциональной выразительности 1 resh.edu.ru 1 resh.edu.ru 1 resh.edu.ru 1 resh.edu.ru 1 2 3 8 9 10 1 1 9 11 публицистического стиля речи) Информационные жанры 1 12 Аналитические жанры 1 13 Художественно-публицистические жанры. Жанровая характеристика газет Заметка информационного характера Критерии определения новостей. Новостная тематика СМИ Заметка дискуссионного характера 1 resh.edu.ru 1 resh.edu.ru 1 http://www.mediascope.ru/2467 1 1 18 Заметка с выводами и предложениями Репортаж. Позиция автора https://infourok.ru/uroki-98-99-zametkadiskussionnogo-haraktera-v-gazetu-vpublicisticheskom-stile-5360369.html https://videoforme.ru/wiki/zhurnalistika/vidy-zametok 1 https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411466173_6546.pdf 19 Информационный репортаж 1 https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411466173_6546.pdf 20 Проблемный репортаж 1 https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411466173_6546.pdf 21 Событийный репортаж 1 https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411466173_6546.pdf 22 1 23 Контрольный тест по теме «Малые жанры периодической печати» Телерепортаж. Фоторепортаж 1 http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm 24 Интервью. Строение интервью 1 http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm 25 Журналистская этика в работе над 1 интервью. Особенности работы над 1 интервью в информационных программах. Информационные программы в СМИ Особенности работы над интервью в 1 14 15 16 17 26 27 resh.edu.ru 1 https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf 10 28 29 30 31 32 аналитических программах Особенности работы над интервью в художественно публицистических программ . Ошибки при написании интервью Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи Работа с диктофоном (магнитофоном) Статья как аналитический . Практико-аналитическая статья. Полемическая статья Отчет. Аннотация. Рецензия. 1 https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf 1 1 https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2014/05/30/sposoby-peredachi-chuzhoyrechi-sposoby-tsitirovaniya https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=450486 1 https://studfile.net/preview/3195796/page:9/ 1 https://lektsii.org/12-28576.html https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yazyku-na-temutema-publicisticheskij-stil-i-ego-zhanry-ocherkportretnyj-problemnyj-putevoj-vystuplenie5096875.html 33 Очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк. Эссе 1 34 Творческая лаборатория «Проба пера». 1 1 11