ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО Приказ № 115-од от 30.08.2024г. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74 620109 г. Екатеринбург, ул. Крауля,46 телефон - факс (343) 242-22-10 ИНН 6658068601 КПП 665801001 e-mail: soch74@eduekb.ru ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №74 Протокол от 30.08.2024 № 10 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8 классов Екатеринбург 2024 I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 8 класс Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (14 ч.) Деньги и их функции. Виды денег. Покупательная способность денег. Эмиссия денег. Центральный банк. Структура доходов населения. Способы грамотного обращения с денежными средствами. Бюджет семьи. Источники доходов и расходов семьи. Профицитный и дефицитный бюджет. Личный бюджет. Пути оптимизации семейного и личного бюджета. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (10ч.) Понятие финансовых организаций. Банки. Инвестиционный фонды. Страховая компания. Финансовое планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц. Возможные формы сбережения по этапам жизненного цикла. Личный финансовый план. Риски при осуществлении финансового планирования. Раздел 3. Риски в мире денег (10 ч.) Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Форс-мажор. Страхование. Виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски и их виды. Инфляция. Девальвация. Банкротство финансовых компаний. Финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Метапредметные результаты: — сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; — сформированность коммуникативной компетенции: • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. — Предметные результаты: — владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; — владение знанием: • структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения сво- их финансовых задач • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ На данный курс в учебном плане ООО выделено 34 часа в 8 классе (1 час в неделю) Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и обеспечивает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту обучающихся, проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. № Раздел Кол-во часов Раздел 1 Управление денежными средствами семьи 14 Раздел 2 Способы повышения семейного благосостояния 10 Раздел 3 Риски в мире денег 10 Итого 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п 1 2 3 ТЕМА Количество часов Раздел 1. Управление денежными средствами семьи Деньги: что это такое? 14 1 Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи 1 1 4 Какие бывают источники доходов 1 5 От чего зависят личные и семейные доходы 1 6 От чего зависят личные и семейные доходы 1 7 Как контролировать семейные расходы и зачем это делать 1 8 Как контролировать семейные расходы и зачем это делать 1 9 Что такое семейный бюджет и как его построить 1 10 Что такое семейный бюджет и как его построить 1 11 Как оптимизировать семейный бюджет 1 12 Как оптимизировать семейный бюджет 1 13 Осуществление проектной работы, проведение контроля 1 14 Осуществление проектной работы, проведение контроля 1 Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния 10 15 Для чего нужны финансовые организации 1 16 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций 1 17 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций 1 18 Для чего нужно осуществлять финансовое планирование 1 19 Для чего нужно осуществлять финансовое планирование 1 20 Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах 1 21 Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) 1 22 Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) 1 23 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля 1 24 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля 1 Раздел 3. Риски в мире денег 10 25 26 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца 1 1 27 ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы 1 28 Чем поможет страхование 1 29 Какие бывают финансовые риски 1 30 Какие бывают финансовые риски 1 31 Что такое финансовые пирамиды 1 32 Осуществление проектной работы 1 33 Осуществление проектной работы 1 34 Выполнение тренировочных заданий. 1 Итого 34 Приложение 1 Интернет-ресурсы для элективного курса «Основы финансовой грамотности» 8 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Название разделов и тем Интернет-ресурсы в рамках дистанционной формы обучения Раздел 1. Управление денежными средствами семьи Деньги: что это такое? http://finprosto.ru/?utm_source=sberbanksite &utm_medium=tizer&utm_term=finprosto& utm_campaign=tizersitesberbank http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=mon Что может происходить с деньгами и как http://www.investor.ru/main это влияет на финансы нашей семьи http://вашифинансы.рф. Что может происходить с деньгами и как http://www.investor.ru/main это влияет на финансы нашей семьи http://вашифинансы.рф. Какие бывают источники доходов http://www.investor.ru/main От чего зависят личные и семейные http://www.investor.ru/main доходы http://my-capital.narod.ru/ От чего зависят личные и семейные http://www.investor.ru/main доходы http://my-capital.narod.ru/ Как контролировать семейные расходы и http://www.ikpcenter.ru/ зачем это делать http://my-capital.narod.ru/ Как контролировать семейные расходы и http://www.ikpcenter.ru/ зачем это делать http://my-capital.narod.ru/ Что такое семейный бюджет и как его http://www.ikpcenter.ru/ построить http://вашифинансы.рф. Что такое семейный бюджет и как его http://www.ikpcenter.ru/ построить http://вашифинансы.рф. Как оптимизировать семейный бюджет http://www.gorodfinansov.ru/ https://fmc.hse.ru Как оптимизировать семейный бюджет http://www.gorodfinansov.ru/ https://fmc.hse.ru Осуществление проектной работы, http://www.myinvestplan.ru/about/ проведение контроля http://www.testfin.ru/ Осуществление проектной работы, http://www.myinvestplan.ru/about/ проведение контроля http://www.testfin.ru/ Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния http://www.cbr.ru/fingramota/ Для чего нужны финансовые организации 16 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций http://www.cbr.ru/fingramota/ https://fmc.hse.ru 17 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций http://www.cbr.ru/fingramota/ https://fmc.hse.ru 18 Для чего нужно осуществлять http://www.ja-russia.ru/ru/fl/ финансовое планирование 19 Для чего нужно осуществлять финансовое планирование http://www.ja-russia.ru/ru/fl/ 20 Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах http://www.ja-russia.ru/ru/fl/ https://fmc.hse.ru 21 Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) http://www.ja-russia.ru/ru/fl/ http://www.testfin.ru. 22 Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) http://www.ja-russia.ru/ru/fl/ http://www.testfin.ru. 23 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля http://www.testfin.ru/ 24 http://www.testfin.ru/ Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля Раздел 3. Риски в мире денег Особые жизненные ситуации и как с https://finsovet.me/#top ними справиться. ОЖС: рождение http://вашифинансы.рф. ребёнка, потеря кормильца Особые жизненные ситуации и как с https://finsovet.me/#top ними справиться. ОЖС: рождение http://вашифинансы.рф. ребёнка, потеря кормильца ОЖС: болезнь, потеря работы, https://finsovet.me/#top природные и техногенные катастрофы http://вашифинансы.рф. Чем поможет страхование https://cherehapa.ru Какие бывают финансовые риски https://finsovet.me/#top Какие бывают финансовые риски https://finsovet.me/#top Что такое финансовые пирамиды https://stoppiramida.ru/ Осуществление проектной работы https://finsovet.me/#top http://www.testfin.ru. Осуществление проектной работы https://finsovet.me/#top http://www.testfin.ru. Выполнение тренировочных заданий, http://www.testfin.ru/ проведение контроля http://вашифинансы.рф. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34