РП_Основы финансовой грамотности

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Приказ № 115-од от 30.08.2024г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74
620109 г. Екатеринбург, ул. Крауля,46 телефон - факс (343) 242-22-10
ИНН 6658068601 КПП 665801001 e-mail: soch74@eduekb.ru

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов №74
Протокол от 30.08.2024 № 10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 8 классов

Екатеринбург
2024

I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
8 класс
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (14 ч.)
Деньги и их функции. Виды денег. Покупательная способность денег. Эмиссия
денег. Центральный банк. Структура доходов населения. Способы грамотного
обращения с денежными средствами. Бюджет семьи. Источники доходов и
расходов семьи. Профицитный и дефицитный бюджет. Личный бюджет. Пути
оптимизации семейного и личного бюджета.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (10ч.)
Понятие финансовых организаций. Банки. Инвестиционный фонды. Страховая
компания. Финансовое планирование. Основные виды финансовых услуг и
продуктов для физических лиц. Возможные формы сбережения по этапам
жизненного цикла. Личный финансовый план. Риски при осуществлении
финансового планирования.
Раздел 3. Риски в мире денег (10 ч.)
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Форс-мажор. Страхование.
Виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски и их виды.
Инфляция. Девальвация. Банкротство финансовых компаний. Финансовое
мошенничество.
Способы
сокращения
финансовых
рисков.
Способы
государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и
других форс-мажорных случаях.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
—
сформированность ответственности за принятие решений в сфере
личных финансов;
—
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и
исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами
обязанности.
Метапредметные результаты:
—
сформированность умения анализировать проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться
для их решения;
—
владение умением поиска различных способов решения финансовых
проблем и их оценки;

владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное
планирование поведения в сфере финансов;
—
сформированность умения устанавливать причинно-следственные
связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
—
умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов
и оценивать свои поступки;
—
сформированность коммуникативной компетенции:
•
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
•
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из
различных источников.
—

Предметные результаты:
—
владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и
дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое
планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и
валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная
система;
—
владение знанием:
•
структуры денежной массы
•
структуры доходов населения страны и способов её определения
•
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов
семьи
•
статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
•
основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц
•
возможных норм сбережения
•
способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные
жизненные ситуации
•
видов страхования
•
видов финансовых рисков
•
способов использования банковских продуктов для решения сво- их
финансовых задач
•
способов определения курса валют и мест обмена
•
способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы
в РФ.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На данный курс в учебном плане ООО выделено 34 часа в 8 классе (1
час в неделю)
Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает
ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями
обучающихся и обеспечивает:
максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского
исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для
обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и
учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию
совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в
продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора,
обращение к личному опыту обучающихся, проявление внимания к ученикам,
требующим такого внимания;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;

применение
интерактивных
форм
учебной
работы
—
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и
действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся
социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
№

Раздел

Кол-во часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

14

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

10

Раздел 3

Риски в мире денег

10

Итого

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1
2
3

ТЕМА

Количество
часов

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Деньги: что это такое?

14
1

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы
нашей семьи
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы
нашей семьи

1
1

4

Какие бывают источники доходов

1

5

От чего зависят личные и семейные доходы

1

6

От чего зависят личные и семейные доходы

1

7

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

8

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

9

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

10

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

11

Как оптимизировать семейный бюджет

1

12

Как оптимизировать семейный бюджет

1

13

Осуществление проектной работы, проведение контроля

1

14

Осуществление проектной работы, проведение контроля

1

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

10

15

Для чего нужны финансовые организации

1

16

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых
организаций

1

17

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых
организаций

1

18

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

19

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

20

Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах

1

21

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё,
чтобы научиться большему)

1

22

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё,
чтобы научиться большему)

1

23

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

24

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

Раздел 3. Риски в мире денег

10

25
26

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. ОЖС:
рождение ребёнка, потеря кормильца
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. ОЖС:
рождение ребёнка, потеря кормильца

1
1

27

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

28

Чем поможет страхование

1

29

Какие бывают финансовые риски

1

30

Какие бывают финансовые риски

1

31

Что такое финансовые пирамиды

1

32

Осуществление проектной работы

1

33

Осуществление проектной работы

1

34

Выполнение тренировочных заданий.

1

Итого

34

Приложение 1
Интернет-ресурсы для элективного курса «Основы финансовой грамотности»

8 класс
№
п/
п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

Название разделов и тем

Интернет-ресурсы в рамках
дистанционной формы обучения

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Деньги: что это такое?
http://finprosto.ru/?utm_source=sberbanksite
&utm_medium=tizer&utm_term=finprosto&
utm_campaign=tizersitesberbank
http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=mon
Что может происходить с деньгами и как
http://www.investor.ru/main
это влияет на финансы нашей семьи
http://вашифинансы.рф.
Что может происходить с деньгами и как
http://www.investor.ru/main
это влияет на финансы нашей семьи
http://вашифинансы.рф.
Какие бывают источники доходов
http://www.investor.ru/main
От чего зависят личные и семейные
http://www.investor.ru/main
доходы
http://my-capital.narod.ru/
От чего зависят личные и семейные
http://www.investor.ru/main
доходы
http://my-capital.narod.ru/
Как контролировать семейные расходы и
http://www.ikpcenter.ru/
зачем это делать
http://my-capital.narod.ru/
Как контролировать семейные расходы и
http://www.ikpcenter.ru/
зачем это делать
http://my-capital.narod.ru/
Что такое семейный бюджет и как его
http://www.ikpcenter.ru/
построить
http://вашифинансы.рф.
Что такое семейный бюджет и как его
http://www.ikpcenter.ru/
построить
http://вашифинансы.рф.
Как оптимизировать семейный бюджет
http://www.gorodfinansov.ru/
https://fmc.hse.ru
Как оптимизировать семейный бюджет
http://www.gorodfinansov.ru/
https://fmc.hse.ru
Осуществление
проектной
работы,
http://www.myinvestplan.ru/about/
проведение контроля
http://www.testfin.ru/
Осуществление
проектной
работы,
http://www.myinvestplan.ru/about/
проведение контроля
http://www.testfin.ru/
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
http://www.cbr.ru/fingramota/
Для чего нужны финансовые
организации

16

Как увеличить семейные доходы с
использованием финансовых
организаций

http://www.cbr.ru/fingramota/
https://fmc.hse.ru

17

Как увеличить семейные доходы с
использованием финансовых
организаций

http://www.cbr.ru/fingramota/
https://fmc.hse.ru

18

Для чего нужно осуществлять

http://www.ja-russia.ru/ru/fl/

финансовое планирование
19

Для чего нужно осуществлять
финансовое планирование

http://www.ja-russia.ru/ru/fl/

20

Как осуществлять финансовое
планирование на разных жизненных
этапах

http://www.ja-russia.ru/ru/fl/
https://fmc.hse.ru

21

Осуществление проектной работы
(что можно сделать ещё, чтобы
научиться большему)

http://www.ja-russia.ru/ru/fl/
http://www.testfin.ru.

22

Осуществление проектной работы
(что можно сделать ещё, чтобы
научиться большему)

http://www.ja-russia.ru/ru/fl/
http://www.testfin.ru.

23

Выполнение тренировочных заданий,
проведение контроля

http://www.testfin.ru/

24

http://www.testfin.ru/
Выполнение тренировочных заданий,
проведение контроля
Раздел 3. Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации и как с
https://finsovet.me/#top
ними справиться. ОЖС: рождение
http://вашифинансы.рф.
ребёнка, потеря кормильца
Особые жизненные ситуации и как с
https://finsovet.me/#top
ними справиться. ОЖС: рождение
http://вашифинансы.рф.
ребёнка, потеря кормильца
ОЖС:
болезнь,
потеря
работы,
https://finsovet.me/#top
природные и техногенные катастрофы
http://вашифинансы.рф.
Чем поможет страхование
https://cherehapa.ru
Какие бывают финансовые риски
https://finsovet.me/#top
Какие бывают финансовые риски
https://finsovet.me/#top
Что такое финансовые пирамиды
https://stoppiramida.ru/
Осуществление проектной работы
https://finsovet.me/#top
http://www.testfin.ru.
Осуществление проектной работы
https://finsovet.me/#top
http://www.testfin.ru.
Выполнение тренировочных заданий,
http://www.testfin.ru/
проведение контроля
http://вашифинансы.рф.

25

26

27
28
29
30
31
32
33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».