Муниципальное автономное общеобразоватеJlьное учреr(дение
школа с углубленным изучением отдqпьных предметов
средняя общеобразовате'пьная
}[s 74
620109 г. Екатеринбург, ул. Крауля,46 телефон - факс (34З) 242-22-10
ИНН 6658068601 КПП 665801001 e-mai[: sckopl74('d,mail
Принято
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ с углубленным изr{ением
УСоШс
ием
отдельньD( tIредметов Jф74
Протокол от 30.08.2023 J\Ъ 01
в
js74
\,
3/-
у. Рчстамова
0{,!0,
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
<1IIIпlуд151р
для обучающихся 1-5 классов
Автор-составитель:
Щягилев Анатолий Сергеевич,
педагог дополнительного образования
Екатеринбур.
202з
СОДЕРЖАНИЕ
наименование
Стр.
1.1
ПояснительнzuI записка
J
2
Содержание программы
календарный учебный график
содеDхсание ччебного пDедмета
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия оеч}лизации пDогDtlIvIмы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Методическое обеспечение
6
6
2.1
2.2
a
J
3.1
з.2
J.J
6
9
10
10
10
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая прогрtllvlма уrебного предмета кШахматы) на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федера_пьного государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО),
Федеральной образовательной программы начаJIьного общего образования (далее ФОП НОО), Федерального Закона от 12 декабря 20|2 года J\Ъ 273
(Об образовании в Российской Федерации>; Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. Jф
189 кОб утверждении СанПиН 2.4.2.282I-|0 кСанитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательньж
организациях> (в редакции изменений Jtlbl, утвержденньж постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. Jф
85), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей програN4ме воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ШАХМАТЫ)
Рабочая програN,Iма курса кШахматы> разработана дJuI 1,2 классов общеобразовательной
школы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
(ШАХМАТЫD
Щелью программы является создание условий для гармоничного когнитивного
развитиядетей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в
шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и
воспитательные.
Обu4uе заdачu направлены на:
- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
- открытие HoBbD( знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
- вьuIвление, развитие и поддержка одарённьrх детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к
занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
О бр аз о в аmе льньl е
-
з
ad
ачu
с
по с о б с mвую m :
приобретению знаний из истории рtввития шахмат;
постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях
шахматньгх ф".ур, особенностях их взаимодействия;
королlI различными
матования
одинокого
приёмами
- овладению
фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в
типовьIх положениях;
- освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
-знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время
партии;
изуrению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуаJIьных и физиологических возможностей школьников.
О з d о р о в um е ль ны е з аd ачu н апр ав л е Hbt н а ф о р пtuр о в a+u е :
- представлений об интеллектуа-гrьной культуре вообще и о культуре шахмат в
частности;
_ первонач€}льных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных
проявлений.
-
з
Воспumаmельные заdачu способсmвуюm
приобщению детей
интеллектуальными
:
к самостоятельным
играми
занятиям
ииспользованию их в
свободное время;
- воспитанию положительньIх качеств личности, норм коллективного
взаимодействия исотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ШАХМАТЫ> В )rЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа разработана для учащихся 1-5 классов и рассчитана на изучение материала
течение 34 часов.
-
в
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа кШахматы в школе) предусматривает достижение школьниками
начальных классов в процессе обуrения определённых результатов - личностных,
ме-тапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы
индивидуальные качества, которые rIащиеся должны приобрести
осво ения програN4много материала. К личностным результатаIчI относят
в
отражают
процессе
:
- формирование
основ российской,
гражданской
идентиtIности;
ориентацию на морЕIльные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации;
- н;tличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- тrонимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- нi}личие мотивации к творческому труду, работе на результат;
* готовность и способность к саIvIоразвитию и саivообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
-приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и
эмоционаJIьно- нравственной отзывчивости,, понимания и сопереживания
чувстваN,I и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей ;
- формирование навыков творческого подхода при решении рaвлиtlных
задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружЕIющим.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения
программы
характеризуют уровень сформированности универсальных уrебных действий (УУД):
познавательньж, коммуникативньIхи регулятивных.
Позншваmельньrе УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно вьцелять и
формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной
задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать
задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических
действий иопераций, вкJIючЕuI общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждениЙ, анализировать и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти
информацию, устанавливать причинно- следственные связи, предвидеть
реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить
нестандартные решения.
Комлtунuкаmавные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, рiврешать
конфликты на основесогласования различных позиций;
способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
-уменио донести свою точку зрения до других и отстаивать
собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра
(собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание иусловия деятельности в речи.
Реzуляmuвные УУ[:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
сохранять уrебную цель
задачу,
- способность принимать
планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать
и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
и
и
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы характеризуIот
умения и опытобуччlющихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения
учебного предмета
<Шахматы в школе).
В результате освоения обязательного минимума знаний при обl^rении по даннойприобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат их
знач9нии в жизни человека;
владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональньй
смысл и направленность действий при закреплении изrIенного шахматного
материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной
игры.
В результате освоения программы <> и <<маm>>) провращение
шатрандж в принципиально новую игру - шахматы. ,Щурацкий мат как пример наиболее
быстрого выигрыша без взятия ф".ур.
Практика: Работа с использованием демонстрационной доски (настенной магнитной или
онлайн на экране проектора). Сравнение чатуранги, шатрандж и шахмат, вьuIвление
общего и отличий. .Щля детей, обладающих первоначальными навыками шахматной игры,
- умение демонстрировать и объяснить дурацкий мат.
Тема 4. Шахматная доска.
Теория: Правильное расположение шахматной доски (белая клетка,/поле в правом
нижнем углу для каждого игрока). Понятие
количество полей на доске. Термины
<>, <<верmuкапь>\ <>. Разметка доски латинскими буквами и
арабскими цифраlrли. Лагеря (половины доски) бельrх и чёрньrх. Ферзевой и королевский
<<поле>>,
фланги.
Практика: Работа в тетради. Начертить доску 8х8 полей, обозначить горизонтали
цифрами 1-8, вертикыIи - латинскими буквами а-й. Отметить на схеме половины бельгх
(горизонтали 1-4) и чёрных (горизонтали 5-8), ферзевой (вертикали а-ф и королевский
(вертикали е-й) фланги. Умение назвать любое из полей на демонстрационной доске.
Тема 5. Шахматные фигуры.
Теория: Изображение фигур и пешек. Существенные отличияряда фигур (король, ферзь,
слон) на диаграммах в формате 2D.
Практика: Нарисовать шахматные фигуры и пешки. Уметь безошибочно отличать
фигуры друг от друга на шахматной доске и в схематичном изображении в формате2D.
Тема 6. PaccTaHoBKal щд&д и взятие.
Теория: Начальное положение (позиция) фигур и пешек. Правило кферзь любит свой
цвет). Белопольные и чернопольные слоны. Отличие ладьи от слона. Ходы и взятие
ладьёй и слоном. Ходы и взятие ферзём, сочетание в этой фигуре возможностей слонов и
ладьи. Ходы и взятие конём. Ходы и взятие королём. Невозможный ход. Рокировка: её
цель, правила и условия дJu{ выполнения. Ходы и взятие пешками. Правило ((взятие пешки
на проходе>. Превращение пешки в фигуру. Правило (взялся - ходи>. Возможность
поправить фигуры на доске.
Практика: Работа с демонстрационной доской и в парах с настольными досками: умение
обучающимися представить знания о начальной расстановке, ходах и взятии, рокировке,
вариантах невозможного хода, превращении пешки, как поправлять фигуры на доске.
Тема 7. Шахматная нотация.
и способы записи шахматньIх партий. Краткая алгебраическаlI
нотация: условные обозначения ходов и взятиJI фигурами и пешками, длинной и короткой
рокировки, превраrцения, шаха и мата.
Практика: Запись заданной позиции на доске, шахматной партии на примере дурацкого и
Теория:
Потребность
детского мата, ответов на шахматные задачи мат в
Тема 8. Сравнительная сила фиryр и пешек.
1и 2
хода.
Теория: Различия в ицровьж возможностях фигур и пешек. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их
ценность в пешках. Увеличение ценности пешки по мере её приближения к горизонтали
превращения. Король - бесценная фигура, его сила по сравнению с остальными фигурами.
Практика: Работа в тетради, создание схемы ценности фигур в пешках. Подсчёт
возможных вариантов равенства по силе лёгких и тяжёльгх фигур.
Тема 9. Цель и итог игlrы.
Теория: Угрозы королю, <объявление шаха). Разновидности шаха и способы защиты от
него: нападение фигурой или пешкой соперника в результате совершённого ими хода или
взятия; вскрытый (открытый) шах; двойной шах; шах в результате рокировки короля
соlтерника. Необязательность объявления шаха вслух, опасность невозмо}кного хода.
Мат - угроза королю, от которой нет спасения. Мат как цель игры и момент её окончшrия.
Другие варианты окончаниJ{ игры победой/проигрьшrем: признание одним из игроков своего
в
рsзультате оценки бесперспективности дальнейшей борьбы; rlри игре с
контролем времени: у одного из соперников совершён второй невозможньй ход; произошло
(шадение флажка> (просрочено время). Особенности игры с шахматными часаN4и.
Ничья и её разновидности: недостаточно игрового материала для выигрыша; троекратное
повторение позиции надоске и квечный шах); правило 50 ходов; пuти его особенности; в
позиции не существует последовательности легальньIх ходов, чтобы поставить мат
(кмёртвая позиция>); ничья при игре с шахматными часами.
Правила спортивного поведения (этикет) во время игры и проведения турнира. Угроза
технического поражения.
Практика: Индивидуальные и групповые ответы на вопросы педагога при работе с
демонстрационной доской. Выполнение заданий в парах с настольными шахматными
досками, решение простейших задач мат в один и два хода. Игровая практика: игры в
парах и поочередно с педагогом. Мини-турниры по олимпийской системе на вьu{вление
тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели. Чемпионаты начальноЙ
поражения
школы и срgднего звена.
3.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО_ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Рабочая программа реаJIизуется в течение учебного года, с 1 сентября по 31 м€uI, 34 учебных недели в году, по 2 занятия в неделю, с возможностью проведения, в случае
необходимости, занятий в каникулярное время (осенние, весенние каникулы).
по гIебным
осуществляется
образовательной
Организация
деятельности
8 учебных
четвертям. Продолжительность 1"rебных четвертей составляет: I четверть
недель, II четверть - 8 учебных недель, III четверть - 10 учебньrх недель, IV четверть - 8
-
учебных недель.
Продолжительность каникул составляет :
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 каrrендарных дней (для |4,5 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1-4, 5 классов);
дополнительные каникулы - 9 календарньж дней (для 1 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для |4,5 классов);
Продолжительность уrебного занятия - 40 минут.
Продолжительность перомены между урочной и внеурочной деятельностЬЮ
должна составлять не менее 20 минут, за исключением обуrающихся с ограниченныМИ
возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по специальнОй
индивидуальной программе развития.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственнОЙ
работоспособности обучающихся и шкitлы трудности учебных предметов, определенноЙ
гигиеническими нормативами.
3.1.
условия рЕАлизАции прогрАммы
Материально-техническое обеспечение:
о
.
о
о
о
учебный кабинет (кабинеты классов начальной школы; библиотека);
компьютер (ноугбук) с програI\4мным обеспечением и выходом в интернет
мультимедийный проектор и экран - 1 шт.;
учебные столы, стулья (комплект на 1525 чел.);
комплекты шахмат и досок - 12 шт.
3.2. Формы АттЕстАцииiконтроля
-
1
шт.;
и оцЕночныЕ мАтЕриАлы
Форма контроля для определения эффективности освоения программы
результаты в отдельньIх игр€tх и в турнирах по шахматам, конкурсах решения шахматных
задач. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнЕuI
посещаемости, итоговые таблицы шахматньIх соревнований.
Рабочая rrрограмма внеурочной деятельности общеинтеллектуальной
направленности кШахматы) не предусматривает использование оценочных
материалов и проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
з.3.
J\ъ
лlл
1
Формы
занятий
Беседа,
рассказ,
мастеркласс
(индивидуа
льные игры
с
обучающи
мися и
сеансы
одновремен
ной игры)
мЕтодичЕскоЕ оБЕспЕчЕниЕ
Приемы и методы
организации
образовательного
процесса (в рамках
занятия)
Метод тренинга,
метод практической
работы (игры,
решение задач),
наглядный метод
обучения
(демонстрация
слайдов,
видеоуроков,
работа с
демонстрационной
доской), активньIх
форм
познавательной
деятельности
.Щидактические
техническое
оснащение
Учебные и
методические
пособия,
мультимедийные
материалы,
карточки и
сборники
шахматньIх
задач
компьютер,
проектор,
экран,
интернот;
комплекты
шахмат
материалы
10
Формы
подведения
итогов
наблюдение,
}частие в
конкурсах и
турнирах
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
J\9
Основная литература
пlп
1
2.
Березин В. Г. Азы шахмат : учебное пособие / В. Г. Березин. - М.,
2010. - 128 с. - (Библиотечка шахматиста).
Габбазова А. Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект
1^rебное пособие l А. Я. Габбазова. - Ульяновск : Изд-во УлГТУ,
:
200'7.
-
142 с.
А. Г. Хочу учиться шахматам! : школьный шахматный
А. Г. Дорофеева. - М.: ЯDославль "20|З. - 160 с.
Журавлев Н. И. Шаг за шагом :уrебник по шахматам / Н. И. Журавлев.
- М. : Физкультура и спорт, 1986.- 288 с.
Карпов А. Е. У.мтесь шахматаrи / А. Е. Карпов. -Il;4..,1997. - l20 с.
.Щорофеева
учебник
4.
5.
6.
7,
8.
9.
10.
11
|2.
1з.
|4.
Jt
п/п
1
)
a
4,
5.
/
Новожилов А. И. Открой красоту шЕжмат : уlеб. пособие
l А.И. Новожилов. - Екатеринбург. 2001. - 200 с.
Пожарский В. А. Шахматы : начальнаrI школа / В. А. Пожарский. - 3е изд. - Ростов-на-,Щону, 2012. - 315 с.
Прулникова Е. А. Шахматы в школе. Рабо.ме програI\,{мы. 1-4 годы
обl^rения : уrеб. пособие дш общеобразоват. организаций
/ Е. А. Прудникова,Е.И. Волкова. - М. : Просвещение,20|7. - 35 с.
Прудникова Е. А. Шахматы в школе. Сборник примерньD( рабо.*rх
программ. 1-7 классы : уlеб. пособие для общеобразоват. организаций
/ Е. А. Прудникова,Е.И. Волкова. -. М. : Просвещение,2019. - 64 с.
Сухин И. Г. Программы курса <Шахматы - школо>:
нача-шьных
'Щля
классов общеобразовательных уIреждений lСухин И. Г. - 3-е изд. обнинск: Духовное возDождение. 2013. - 40 с.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране
учебное пособие для родителей и уrителей / Сухин И, Г. - М., 2000.
- З20 с.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые
чудес и тайн полны : уlеб. для начальной школы / Сухин И.Г. Обнинск: .Щуховное возрождение, 1998. -164 с.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу : пособие для
учителя / Сухин И. Г. - 2-е изд. - Обнинск: .Щуховное возрождение,
20||. - I20 с.
Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу : пособие для
учителя / Сlхин И. Г. - 3-е изд. - Обнинск: ,Щуховное возрождение,
201'2. - 104 с.
Краткая
аннотация
Учебные
пособия для
обучения
основам
шахмат детей
младшего и
среднего
школьного
возраста,
примерные и
рабочие
программы
:
,ЩополнительнаlI литература
Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство
/ Ю. Л. Авербах, М. А. Бейлин. - М. : Физкультура и спорт,1972.
288 с.
Авербах Ю. Л. Шахматная школа курс лекции для шахматистоврiврядников / Ю. Л. Авербах, А.А. Котов, М. М. Юдович. - 5-е изд.
- Ростов-на-Дону, 2005. -З52 с,
Бондаревскиiт,И. З. Атака на короля lИ.З. Бондаревский, - М. :
Физкультура и сlrорт, Т962. - ||2 с.
Бондаревский И. З. Учитесь играть в шахматы l И. З. Бондаревский.
- Л. : Лениздат, 1966. - 80 с.
Весела И. Шахматный бlкварь : кн. для учаrцихся lИ. Весела,
И. Веселы; пер. с чеш. - М. : Просвещение, 1983. - t28 с.
-
:
11
Книги,
сборники
задач и
комбинаций,
учебные и
методические
пособия для
обучения
основам
шахмат детей
всех
возрастов и
6.
,7.
8.
9.
10.
11.
Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы / В. Г. Гришин. - М.
Просвещение, 1991. - 158 с.
Зорин А. П. Сборник упражнений по шахматам / А. П. Зорин,
Р. Ф. Билалов. - Екатеринбург, 201'7. - 58 с.
Иващенко С.,Щ. Сборник шахматньж комбинаций, l С.,Щ. Иващенко.
-2-еизд., перераб. и доп. - Киев, 1988. - 224 с. - (Когда сделаны
Yроки).
Каган И. Л. В ваших руках короли lИ. Л. Каган. - Петрозаводск,
1986. - 244 с.
Костьев А. Н. Уроки юным шахматистам : 100 ступенек к
мастерству / А. Н. Костьев, А. В. Калинин. - М., 2016. -2З2 с.
Ласкер Э. Здравьй смысл в шахматной игре / Э. Ласкер. - М., 2017.
-
104 с.
12.
взросльж
Народицкий Д. В.Шахматы. Мастерство игры в эндшпиле
Д. В. Народицкий.- М., 20|6. - 288 с.
Нейштадт Я.И.250 ловушек и комбинациil l Я. И. Нейштадт, - М,,
/
13,
|4.
15.
16.
I97з.-
Панов В. Н. Курс дебютов : учеб, пособие / В. Н. Панов. - М.
Физкультураи спорт,|957. - 368 с.
Персиц Б. ,Щ. I]eHTp в шахматной партии / Б. Д. Персиц. - М.
Физкультураи спорт, 1961.- 136 с.
Программа подготовки юньж шахматистов I разряд?.- М., 19'74.
||2
17.
18.
19.
20.
2I
22.
2з.
128 с.
с.
-
Сакаев К. Р. Учебник шахматной стратегии :
самоучитель/помощник для тренера. Т. I. / К. Р. Сакаев; Российская
шахматнаJI федерация. - М.,2015. - 360 с.; Т. II. / К. Р. Сакаево
к. Ю. Ланда: Российская шахматнаlI федерация. - М., 2015. - 400 с.
Сокольский А. П. Ваш первый ход / А. П. Сокольский. -2-е изд.,
испр. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 160 с.
Сокольский А. П. Внимание, ловушка! / А. П. Сокольский.- М.,
20|7. -72 с. - (Библиотечка шахматиста).
Студенческие шахматы 600 : сборник задач / сост. А. В. Евсеев,
А. И. Новожилов. - Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. - |З2 с.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / Сухин И. Г. - М.
Педагогика, 1991. - |44 с.
Сухин И. Г. 1000 самых знаменитьD( шахматных комбинаций
/ Сухин И. Г. - М., 2004. - 526 с.
Яковлев Н. Г. Шахматы : Найди лучший ход! / Н. Г. Яковлев.- М.,
20t6. - 160 с.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ns
пlтl
1
2.
Название ресурса
Ссылка
Сайт Федерации
шахмат России
htфs://ruchess.rul
Сайт Федерации
шахмат
Екатеринбурга
hфs://ekbchess.ru
шахматный
htрs ://www. lichess. org/
https ://ratings.ruchess.ru
интернет-сайт,
12
Краткая аннотация
Федерация. Календарь
турниров. Шахматный всеобуч.
Библиотека ФШР. Рейтинги
шахматистов.
Федерация. Календарь
турниров. Участники и
мероприятия проекта
<Шахматы в школу>.
Обучение, шахматные задачи,
тDенировка с компьютером,
4.
бесплатные
шахматы онлайн.
школа шахмат
игры и турниры онлайн.
https://chess96.rul
Мультфильм по шахматам,
книги, задачи.,Щистанционное
и очное обучение. Турнирный
шахматное
искусство
htфs ://chess96.rulkni gi-po-
Шахматный клуб и
блог xchess.ru
https://xchess.rr-r/
шахматные книги и статьи
https ://xchess.ru/shakhmatnye
блога, задачи, дебютная теория,
Виртуальная
шахматнаlI
библиотека
whychess.ru
Шахматная доска
онлайн
https //web. archive. оr gl w еЬ l 2
Шахматы для
начинающих:
задачи, изrIение
дебютов, видео
https://chesswood.ru
shahmatam
календаDь.
5,
6.
7.
8.
-knisi.html
:
0
13
05 04 1 1 485 8/htф
://whych
ess.ru/
https ://chess-board.rr./
базы. обучение. курсы.
Книги по шахматам,
программы для чтения
электронньIх книг и для игры в
шахматы.
,Щемонстрационные средства
для теоротических и
практических занятий по
шахматам.
!оска онлайн. Играть с
компьютером. Шахматы с
анализом. Обучение: дебюты,
шахматные задачи, тактика.
книги и статьи о шахматах.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия проводит педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель по
виду спорта кШахматы>,Щягилев Анатолий Сергеевич.
13