Формы, методы и особенности коррекционной и развивающей логопедической работы с обучающимися с ОВЗ в пространстве сенсорной комнаты МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №74

05.03.2024

 

                                                                         «Без игры нет и не может быть

 полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток

представлений, понятий.

 Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

 В.АСухомлинский

 

Нашу школу посещают дети  с ТНР, с ЗПР, с НОДА, с умственной отсталостью и со множественными нарушениями в развитии. В последнее время количество таких детей увеличивается. Уровень двигательного, познавательного развития носит сугубо индивидуальный характер, но уровень речевого развития в основном у многих детей носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи. Речевые расстройства у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом.

Сенсорная (от лат. "sensus" - чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) - это датчик восприятия окружающего мира.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как  «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интеллекта (мышления, речи) ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

С целью повышения эффективности проводимой коррекционно-логопедической работы  учитель-логопед Шеметова Дарья Владимировна в своей деятельности активно использует для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития возможности сенсорной комнаты, оборудованной в нашей школе.

В зависимости от уровня речевого развития, а также от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний, занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих логопедических задач: Хочу такой сайт

ü Развитие речи:

- стимуляция речевой активности;

- обогащение словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- закрепление правильного произношения;

 

ü  Психоэмоциональное развитие:

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

- достижение состояния релаксации и душевного равновесия; 

- развитие тактильной чувствительности, зрительного и слухового   восприятия;

- развитие творческого воображения и др.

Возрастные категории

Занятий в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей.  

Научно-методическое обоснование используемых методов, приемов, техник

Теоретико-методологической основой разработки программы стали фундаментальные положения физиологии, психофизиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики об особенностях разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья,  о единстве законов развития нормально развивающегося и ребенка с отклонениями в развитии (Л. С. Выготский); комплексный подход к реабилитации детей-инвалидов (Л. О. Бадалян, Г. И. Белова, И. Ю. Левченко, Н. Н. Малофеев, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, К. А. Семенова, Т. Г. Шамарин, Л. М. Шипицына); теория дизонтогенеза (Л.С. Выготский); принцип единства диагностики и коррекции развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия); учение о зоне ближайшего развития ребенка Л. С. Выготского; учение о компенсации нарушенных функций (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский); принцип учета зон актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский); дифференцированный и личностно-ориентированный подход к коррекционно-развивающей работе с детьми (Л. С. Выготский, Т. А. Власова).

Методологической базой занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, научным фундаментом коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с детьми стала гуманистическая психология. Самостоятельность ребенка в безопасном пространстве темной сенсорной комнаты дает ему возможность свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное сенсорное воздействие интерактивных элементов позволяет проводить коррекционные мероприятия в щадящих и комфортных условиях. Интерактивное оборудование темной сенсорной комнаты позволяет решать главную задачу программы и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья - гармонизацию психоэмоционального состояния.

В зависимости от проблематики и возраста занимающихся мы используем разные приемы и методы работы в интерактивной среде сенсорной комнаты: релаксационные упражнения, дыхательные техники, музыкотерапия, активное слушание музыкальных произведений. коммуникативные упражнения, когнитивные (кинезиологические) упражнения и многие другие. Все перечисленные приемы повторяются на каждом занятии, может меняться и усложняться содержание упражнений. При этом используются разные возможности интерактивного оборудования.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».