13.01.2021
Профессиональное самоопределение – это активный и длительный процесс, результат которого – выбор профессии. А это – очень серьёзно!
Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости – друга, любовь и работу». Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Поэтому, вместо унылого «профессиональное самоопределение», можно использовать куда более возвышенное словосочетание «выбор жизненного пути».
Для современного рынка труда России характерен возрастающий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. В последние годы достаточно динамично развивается и изменяется рынок труда города Екатеринбурга. Он представлен выпускниками, имеющими довольно высокий образовательный потенциал, в то же время являющимися недостаточно привлекательными для работодателей. Почти каждый второй выпускник ВУЗа оказывается «лишним» на рынке труда, зато у молодых специалистов со средним профессиональным образованием сегодня широкий выбор: три рабочих места на одного претендента.
Исторически в нашей стране каждый взрослый связывает успехи своего ребенка с образованием. Многие родители считают, что только высшее образование, полученное сразу после школы, принесёт ребенку в будущем успех и благополучие в жизни. Очень часто реальные судьбы и факты опровергают эту мысль.
Каждый школьник должен знать, что рынок образовательных услуг предлагает на выбор огромное количество вариантов получения профессии. Значительные изменения происходят в структуре самих образовательных учреждений: появилась целая группа колледжей и техникумов, созданных на базе бывших ПТУ, они сохранили в своей структуре подразделения начального профессионального образования. В настоящее время происходит рост числа подразделений среднего профессионального образования в составе высших учебных заведений. Наконец, появилась потребность в современных рабочих кадрах, без которых невозможно развитие инновационной экономики нашего региона и всей страны. Общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе ХХI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образования, науки, создание условий для реализации и развития прогрессивных технологий. В связи с этим важная роль отводится проблеме профильного обучения, которая находится в русле основных мировых тенденций поисков оптимальных путей её решений.
Главными целями профильного обучения выступает получение учащимися общедоступного полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения, установление преемственности между общим и профессиональным образованием. Таким образом, одной из важнейших составляющих содержания среднего образования является оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в осознанном выборе будущей профессии.