ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП СОО Приказ № 115-од от 30.08.2024г. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74 620109 г. Екатеринбург, ул. Крауля,46 телефон - факс (343) 242-22-10 ИНН 6658068601 КПП 665801001 e-mail: soch74@eduekb.ru ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №74 Протокол от 30.08.2024 № 10 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА» для обучающихся 10-11 классов Екатеринбург 2024 I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА» Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования. Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуальноправового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические фикции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции. Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и её формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учёт. Применение права. Акт применения пра- ва. Реализация права. Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права. Тема 3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозноправовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России. Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правовые знания. Правовые эмоции. Правовая установка. Правовые ценности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости. Тема 4. КОНСТИТУЦИЯ РФ Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации. Понятия. Государство. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. 11 КЛАСС Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и её виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и её виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерческая тайна. Физическое лицо. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое лицо. Общая правоспособность. Специальная правоспособность. Двусторонняя реституция. Сделка. Обязательственное право. Договорное право. Договор. Имущественные права. Право собственности. Вещное право. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Виндикационный иск. Добросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности. Личные неимущественные права. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданско-правовая ответственность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт. Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность. Коммерческая организация. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование. Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия наследства. Место открытия наследства. Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОЦЕСС ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях. Понятия. Метод убеждения. Государственное принуждение. Административное принуждение. Административные правоотношения. Компетенция. Государственная должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставление. Административное задержание. Доказательства. Тема 3. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство. Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект преступления. Субъект преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное сообщество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод. Тема 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства. Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приёме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё. Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Уровни образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Правовые основы воинской службы.АГС. Понятия. Семья. Брачный договор. Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей Жилищный фонд. Регистрация. Приватизация. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство. Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Государственная аккредитация. Иждивенцы. Пенсия. Государственные пособия. Экологическое право. Экологические правонарушения. Федеральный государственный образовательный стандарт. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основными личностными результатами освоения курса являются: формирование основ российской гражданской идентичности; мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии, социальной справедливости и свободе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций. Метапредметные результаты выражаются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умении объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в них; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Основными предметными результатами выступают: относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем; знание ключевых правовых понятий; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе ценностей; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В учебном плане СОО на курс «Правовая жизнь общества» в 10 классе отводится 0,5 часа, в 11 классе – 1 час. Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и обеспечивает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту обучающихся, проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 10 КЛАСС Количество часов Наименование № п/п разделов и тем программы Контрольные Всего работы Электронные (цифровые) образовательные Практические ресурсы работы Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1 Введение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 2 История права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 3 Правовая система и ее элементы Библиотека ЦОК 1 Нормы и принципы 4 права 1 https://m.edsoo.ru/7f41 c418 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ 5 часов 5 Система права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 6 Правотворчество 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 7 Источники права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 8 Источники права 1 9 Реализация права ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 1 Тема 3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 2 часа 3. 10 Правовое сознание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 3. 11 Юридическая ответственность 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 Тема 4. КОНСТИТУЦИЯ РФ 6 часов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 13 Устройство органов государственной власти 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 14 Устройство органов государственной власти 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 4. 15 Правовой статус гражданина РФ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 4. 16 Избирательное право 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 17 Избирательное право 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f41c418 4 12 Основы конституционного строя РФ Итого 17 11 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Электронные (цифровые) образовательные Всего Практически е работы ресурсы Контрольные работы программы Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 10 часов 1 Понятие и сущность гражданского права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /7f41c418 2 Субъекты гражданского права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /7f41c418 3 Понятие права интеллектуальной собственности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /7f41c418 4 Понятие права интеллектуальной собственности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /7f41c418 5 Предпринимательство и предпринимательское право. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7f41c418 6 Предпринимательство и предпринимательское право. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7f41c418 7 Понятие и сущность наследования 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7f41c418 8 Понятие и сущность наследования 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7f41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7f41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7f41c418 9 10 Гражданский процесс Гражданский процесс Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 4 часа 11 Административное право 12 Административное право 13 Административный процесс 14 Административный процесс 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 Тема 3. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 6 часов 15 16 17 18 Уголовное право Понятие преступления как особого вида правонарушения Субъекты уголовного права Уголовная ответственность 19 Уголовный процесс 20 Уголовная ответственность несовершеннолетних 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 Тема 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 14 часов 4 21 Семейное право 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 22 Дети и родители как субъекты семейного права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 23 Дети и родители как субъекты семейного права 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 24 Брак и его правовое регулирование 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 25 Брак и его правовое регулирование 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 26 Трудовое право 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 27 Трудовые отношения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 28 Трудовые отношения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 29 Правовые особенности регулирования труда несовершеннолетних 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 30 Правовые особенности регулирования труда несовершеннолетних 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 31 Правовая культура личности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 32 Правовая культура личности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41c418 33 Итоговое повторение 1 34 Итоговое повторение 1 Итого 1 34