ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП СОО Приказ №115-од от 30.08.2024г Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74 620109 г. Екатеринбург, ул. Крауля,46 телефон - факс (343) 242-22-10 ИНН 6658068601 КПП 665801001 e-mail: soch74@eduekb.ru ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №74 Протокол от 30.08.2024 № 10 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1040397) учебного предмета «Химия» для обучающихся 10 – 11 классов Екатеринбург 2024 I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 10 КЛАСС ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Теоретические основы органической химии Предмет органической химии: её возникновение, развитие и значение в получении новых веществ и материалов. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова, её основные положения. Структурные формулы органических веществ. Гомология, изомерия. Химическая связь в органических соединениях – одинарные и кратные связи. Представление о классификации органических веществ. Номенклатура органических соединений (систематическая) и тривиальные названия важнейших представителей классов органических веществ. Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: ознакомление с образцами органических веществ и материалами на их основе, моделирование молекул органических веществ, наблюдение и описание демонстрационных опытов по превращению органических веществ при нагревании (плавление, обугливание и горение). Углеводороды Алканы: состав и строение, гомологический ряд. Метан и этан – простейшие представители алканов: физические и химические свойства (реакции замещения и горения), нахождение в природе, получение и применение. Алкены: состав и строение, гомологический ряд. Этилен и пропилен – простейшие представители алкенов: физические и химические свойства (реакции гидрирования, галогенирования, гидратации, окисления и полимеризации), получение и применение. Алкадиены: бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3: строение, важнейшие химические свойства (реакция полимеризации). Получение синтетического каучука и резины. Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд. Ацетилен – простейший представитель алкинов: состав, строение, физические и химические свойства (реакции гидрирования, галогенирования, гидратации, горения), получение и применение. Арены. Бензол: состав, строение, физические и химические свойства (реакции галогенирования и нитрования), получение и применение. Толуол: состав, строение, физические и химические свойства (реакции галогенирования и нитрования), получение и применение. Токсичность аренов. Генетическая связь между углеводородами, принадлежащими к различным классам. Природные источники углеводородов. Природный газ и попутные нефтяные газы. Нефть и её происхождение. Способы переработки нефти: перегонка, крекинг (термический, каталитический), пиролиз. Продукты переработки нефти, их применение в промышленности и в быту. Каменный уголь и продукты его переработки. Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: ознакомление с образцами пластмасс, каучуков и резины, коллекции «Нефть» и «Уголь», моделирование молекул углеводородов и галогенопроизводных, проведение практической работы: получение этилена и изучение его свойств. Расчётные задачи. Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ или продуктов реакции). Кислородсодержащие органические соединения Предельные одноатомные спирты. Метанол и этанол: строение, физические и химические свойства (реакции с активными металлами, галогеноводородами, горение), применение. Водородные связи между молекулами спиртов. Действие метанола и этанола на организм человека. Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин: строение, физические и химические свойства (взаимодействие со щелочными металлами, качественная реакция на многоатомные спирты). Действие на организм человека. Применение глицерина и этиленгликоля. Фенол: строение молекулы, физические и химические свойства. Токсичность фенола. Применение фенола. Альдегиды и кетоны. Формальдегид, ацетальдегид: строение, физические и химические свойства (реакции окисления и восстановления, качественные реакции), получение и применение. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты: строение, физические и химические свойства (свойства, общие для класса кислот, реакция этерификации), получение и применение. Стеариновая и олеиновая кислоты как представители высших карбоновых кислот. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие. Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров. Жиры. Гидролиз жиров. Применение жиров. Биологическая роль жиров. Углеводы: состав, классификация углеводов (моно-, ди- и полисахариды). Глюкоза – простейший моносахарид: особенности строения молекулы, физические и химические свойства (взаимодействие с гидроксидом меди(II), окисление аммиачным раствором оксида серебра(I), восстановление, брожение глюкозы), нахождение в природе, применение, биологическая роль. Фотосинтез. Фруктоза как изомер глюкозы. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры. Строение крахмала и целлюлозы. Физические и химические свойства крахмала (гидролиз, качественная реакция с иодом). Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: проведение, наблюдение и описание демонстрационных опытов: горение спиртов, качественные реакции одноатомных спиртов (окисление этанола оксидом меди(II)), многоатомных спиртов (взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II)), альдегидов (окисление аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II), взаимодействие крахмала с иодом), проведение практической работы: свойства раствора уксусной кислоты. Расчётные задачи. Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ или продуктов реакции). Азотсодержащие органические соединения. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Физические и химические свойства аминокислот (на примере глицина). Биологическое значение аминокислот. Пептиды. Белки как природные высокомолекулярные соединения. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки. Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: наблюдение и описание демонстрационных опытов: денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков. Высокомолекулярные соединения Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация. Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, пластмасс, каучуков. Межпредметные связи. Реализация межпредметных связей при изучении органической химии в 10 классе осуществляется через использование как общих естественнонаучных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла. Общие естественно-научные понятия: явление, научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, молекула, энергетический уровень, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, физические величины и единицы их измерения. Биология: клетка, организм, биосфера, обмен веществ в организме, фотосинтез, биологически активные вещества (белки, углеводы, жиры, ферменты). География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы. Технология: пищевые продукты, основы рационального питания, моющие средства, лекарственные и косметические препараты, материалы из искусственных и синтетических волокон. 11 КЛАСС ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Теоретические основы химии Химический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка. Энергетические уровни, подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, dэлементы. Особенности распределения электронов по орбиталям в атомах элементов первых четырёх периодов. Электронная конфигурация атомов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Связь периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с современной теорией строения атомов. Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ по группам и периодам. Значение периодического закона в развитии науки. Строение вещества. Химическая связь. Виды химической связи (ковалентная неполярная и полярная, ионная, металлическая). Механизмы образования ковалентной химической связи (обменный и донорноакцепторный). Водородная связь. Валентность. Электроотрицательность. Степень окисления. Ионы: катионы и анионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойства веществ от типа кристаллической решётки. Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля вещества в растворе. Классификация неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ. Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным классам. Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Обратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов веществ: кислая, нейтральная, щелочная. Окислительно-восстановительные реакции. Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: демонстрация таблиц «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», изучение моделей кристаллических решёток, наблюдение и описание демонстрационных и лабораторных опытов (разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды растворов веществ с помощью универсального индикатора, реакции ионного обмена), проведение практической работы «Влияние различных факторов на скорость химической реакции». Расчётные задачи. Расчёты по уравнениям химических реакций, в том числе термохимические расчёты, расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества». Неорганическая химия Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов. Аллотропия неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и углерода). Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных соединений). Применение важнейших неметаллов и их соединений. Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Особенности строения электронных оболочек атомов металлов. Общие физические свойства металлов. Сплавы металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений. Общие способы получения металлов. Применение металлов в быту и технике. Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: изучение коллекции «Металлы и сплавы», образцов неметаллов, решение экспериментальных задач, наблюдение и описание демонстрационных и лабораторных опытов (взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей, качественные реакции на катионы металлов). Расчётные задачи. Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ, расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси. Химия и жизнь Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Понятие о научных методах познания веществ и химических реакций. Представления об общих научных принципах промышленного получения важнейших веществ. Человек в мире веществ и материалов: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, органические и минеральные удобрения. Химия и здоровье человека: правила использования лекарственных препаратов, правила безопасного использования препаратов бытовой химии в повседневной жизни. Межпредметные связи. Реализация межпредметных связей при изучении общей и неорганической химии в 11 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла. Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, явление. Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, изотоп, радиоактивность, молекула, энергетический уровень, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, физические величины и единицы их измерения, скорость. Биология: клетка, организм, экосистема, биосфера, макро- и микроэлементы, витамины, обмен веществ в организме. География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы. Технология: химическая промышленность, металлургия, производство строительных материалов, сельскохозяйственное производство, пищевая промышленность, фармацевтическая промышленность, производство косметических препаратов, производство конструкционных материалов, электронная промышленность, нанотехнологии. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования (личностным, метапредметным и предметным). Научно-методической основой для разработки планируемых результатов освоения программ среднего общего образования является системно-деятельностный подход. В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных результатов освоения предмета «Химия» на уровне среднего общего образования выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению; целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций базовой науки химии; готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими целостной системе химического образования; наличие правосознания экологической культуры и способности ставить цели и строить жизненные планы. Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с гуманистическими, социокультурными, духовно-нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества, принятыми в обществе нормами и правилами поведения, способствующими процессам самопознания, саморазвития и нравственного становления личности обучающихся. Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают сформированность опыта познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации принятых в обществе ценностей, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения к закону и правопорядку; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе; готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов; способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности; 2) патриотического воспитания: ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной химии; уважения к процессу творчества в области теории и практического применения химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков; интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе информации о передовых достижениях современной отечественной химии; 3) духовно-нравственного воспитания: нравственного сознания, этического поведения; способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков; 4) формирования культуры здоровья: понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной жизни и в трудовой деятельности; понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения); 5) трудового воспитания: коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности, общественно полезной, творческой и других видах деятельности; установки на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках своего класса, школы); интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний по химии; уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности; готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и потребностей общества; 6) экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования жизни на Земле; понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических процессов на состояние природной и социальной среды; осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов рационального природопользования; активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде, умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно противостоять идеологии хемофобии; 7) ценности научного познания: сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия; убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена общества; естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов; способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях; интереса к познанию и исследовательской деятельности; готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями; интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя, вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие); универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся; способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике. Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её рассматривать; определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций; устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые) модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической реакции – при решении учебных познавательных и практических задач, применять названные модельные представления для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций. 2) базовые исследовательские действия: владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций; формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной работе; приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. 3) работа с информацией: ориентироваться в различных источниках информации (научнопопулярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость; формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа; приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие); использовать научный язык в качестве средства при работе с химической информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру; использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического эксперимента, практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ, реализации учебного проекта и формулировать выводы по результатам проведённых исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями. Овладение универсальными регулятивными действиями: самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность, определяя её цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о веществах и химических реакциях; осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и самооценки. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС Предметные результаты освоения курса «Органическая химия» отражают: сформированность представлений о химической составляющей естественно-научной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, молекула, валентность, электроотрицательность, химическая связь, структурная формула (развёрнутая и сокращённая), моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения органических веществ А. М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ); закономерности, символический язык химии; мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека; сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании состава, строения и превращений органических соединений; сформированность умений использовать химическую символику для составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул органических веществ и уравнений химических реакций, изготавливать модели молекул органических веществ для иллюстрации их химического и пространственного строения; сформированность умений устанавливать принадлежность изученных органических веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений (углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, высокомолекулярные соединения), давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC), а также приводить тривиальные названия отдельных органических веществ (этилен, пропилен, ацетилен, этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная кислота, уксусная кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза, глицин); сформированность умения определять виды химической связи в органических соединениях (одинарные и кратные); сформированность умения применять положения теории строения органических веществ А. М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств веществ от их состава и строения; закон сохранения массы веществ; сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и химические свойства типичных представителей различных классов органических веществ (метан, этан, этилен, пропилен, ацетилен, бутадиен-1,3, метилбутадиен-1,3, бензол, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислоты, глюкоза, крахмал, целлюлоза, аминоуксусная кислота), иллюстрировать генетическую связь между ними уравнениями соответствующих химических реакций с использованием структурных формул; сформированность умения характеризовать источники углеводородного сырья (нефть, природный газ, уголь), способы их переработки и практическое применение продуктов переработки; сформированность умений проводить вычисления по химическим уравнениям (массы, объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ или продуктов реакции); сформированность умений владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением; сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов; сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции органических веществ, денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков) в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; сформированность умений критически анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средства массовой информации, Интернет и других); сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых органических веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека; для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений; для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефно-точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул. 11 КЛАСС Предметные результаты освоения курса «Общая и неорганическая химия» отражают: сформированность представлений: о химической составляющей естественно-научной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, dэлектронные орбитали атомов, ион, молекула, моль, молярный объём, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), кристаллическая решётка, типы химических реакций, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие); теории и законы (теория электролитической диссоциации, периодический закон Д. И. Менделеева, закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека; сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании неорганических веществ и их превращений; сформированность умений использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру (IUPAC) и тривиальные названия отдельных неорганических веществ (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и другие); сформированность умений определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) в соединениях, тип кристаллической решётки конкретного вещества (атомная, молекулярная, ионная, металлическая), характер среды в водных растворах неорганических соединений; сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических веществ по их составу к определённому классу/группе соединений (простые вещества – металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, соли); сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и прогностическую функции; сформированность умений характеризовать электронное строение атомов химических элементов 1–4 периодов Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, используя понятия «s-, p-, dэлектронные орбитали», «энергетические уровни», объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические свойства неорганических веществ различных классов, подтверждать существование генетической связи между неорганическими веществами с помощью уравнений соответствующих химических реакций; сформированность умения классифицировать химические реакции по различным признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции, изменению степеней окисления элементов, обратимости реакции, участию катализатора); сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов, полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия, при которых эти реакции идут до конца; сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных неорганических веществ, распознавать опытным путём ионы, присутствующие в водных растворах неорганических веществ; сформированность умений раскрывать сущность окислительновосстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций; сформированность умений объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов; характер смещения химического равновесия в зависимости от внешнего воздействия (принцип Ле Шателье); сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также сформированность представлений об общих научных принципах и экологических проблемах химического производства; сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при химических реакциях, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ, теплового эффекта реакции на основе законов сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии; сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов; сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды растворов веществ с помощью универсального индикатора, влияние различных факторов на скорость химической реакции, реакции ионного обмена, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония, решение экспериментальных задач по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; сформированность умений критически анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средства массовой коммуникации, Интернет и других); сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека; для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений; для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефно-точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Общее число часов для изучения химии на базовом уровне среднего общего образования, составляет 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и обеспечивает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту обучающихся, проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 10 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Теоретические основы органической химии 1.1 Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова Итого по разделу Библиотека ЦОК 3 3 Раздел 2. Углеводороды Библиотека ЦОК 2.1 Предельные углеводороды — алканы 2 2.2 Непредельные углеводороды: алкены, алкадиены, алкины 6 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 2.3 Ароматические углеводороды 2 2.4 Природные источники углеводородов и их переработка 3 Итого по разделу Библиотека ЦОК 1 13 Раздел 3. Кислородсодержащие органические соединения Библиотека ЦОК 3.1 Спирты. Фенол 3 3.2 Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры 7 3.3 Углеводы 3 Итого по разделу Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 13 Раздел 4. Азотсодержащие органические соединения 4.1 Амины. Аминокислоты. Белки Итого по разделу Библиотека ЦОК 3 3 Раздел 5. Высокомолекулярные соединения 5.1 Пластмассы. Каучуки. Волокна Итого по разделу Библиотека ЦОК 2 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 2 11 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Теоретические основы химии 1.1 Строение атомов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева 3 1.2 Строение вещества. Многообразие веществ 4 1.3 Химические реакции 6 Итого по разделу Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 1 13 Раздел 2. Неорганическая химия Библиотека ЦОК 2.1 Металлы 6 2.2 Неметаллы 9 2.3 Связь неорганических и органических веществ 2 Итого по разделу Раздел 3. Химия и жизнь 1 Библиотека ЦОК 1 1 Библиотека ЦОК 17 3.1 Химия и жизнь Библиотека ЦОК 4 Итого по разделу 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 3 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Электронные цифровые образовательные ресурсы № п/п Всего Практические работы Количество часов Контрольные работы Тема урока Библиотека ЦОК 1 Предмет органической химии, её возникновение, развитие и значение 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/c935a58c-ab0e-4c599dcf20517ae4b52e?backUrl=https://urok. apkpro.ru/&token=00d3c187bded01 29a346af21affaa6a9e375b1c38cf3d6 1632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 2 Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова, её основные положения 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/a9f3d191-5e1e-4e24ac02efb16fa49f6a?backUrl=https://urok. apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 3 Представление о классификации органических веществ. Номенклатура (систематическая) и тривиальные названия органических веществ 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/726ee099-e1a9-410fb8beb4cb589aead1?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 4 Алканы: состав и строение, гомологический ряд 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/9641927f-bbc8-44b9b3ea81a2be75c47a?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 5 Метан и этан — простейшие представители алканов 1 6 Алкены: состав и строение, свойства 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/9641927f-bbc8-44b9b3ea81a2be75c47a?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/4038171e-41584bd1-ae9818dc1cfb9399?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 7 Этилен и пропилен — простейшие представители алкенов https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/05ab5925-ba8e499e-840b70b5e8db71ae?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 8 Практическая работа № 1. «Получение этилена и изучение его свойств» 1 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/53cd2379-2a4543b1-9f677ebcdaf03ce0?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 9 Алкадиены. Бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3. Получение синтетического каучука и резины 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/6df23393-6f08-4b9fae01a983b95b854a?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 10 Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд. Ацетилен — простейший представитель алкинов 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/05c9a929-67414d7c-84b5009a92468356?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 11 Вычисления по уравнению химической реакции 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/1600e4a4-d2594ba9-9632994fae4ce366?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 12 Арены: бензол и толуол. Токсичность аренов 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/d86d7d00-d5b4491d-adedc3dda19feef4?backUrl=https://urok .apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 13 Генетическая связь углеводородов, принадлежащих к различным классам https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/6abf1680-4eb5-46f28ea544d63cccf518?backUrl=https://urok .apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 14 Природные источники углеводородов: природный газ и попутные нефтяные газы, нефть и продукты её переработки https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/99557a5e-222143e0-97b8983de535c44d?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 15 Природные источники углеводородов: природный газ и попутные нефтяные газы, нефть и продукты её переработки 16 Контрольная работа по разделу «Углеводороды» https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/99557a5e-222143e0-97b8983de535c44d?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 1 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/6abf1680-4eb5-46f2- 8ea544d63cccf518?backUrl=https://urok .apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 17 Предельные одноатомные спирты: метанол и этанол. Водородная связь 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/5439c18b-7440-4b6fbf84c04fa471694f?backUrl=https://urok .apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 18 Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/461aa9c8-c0ef-4827a8e5d12a0bedc826?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 19 Фенол: строение молекулы, физические и химические свойства, применение 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/649883b8-7c5f-4f16896e10a2278b08f1?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 20 Альдегиды: формальдегид и ацетальдегид. Ацетон https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/8664b319-0ba34945-b076cb7ae5858b90?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 21 Одноосновные предельные карбоновые кислоты: муравьиная и уксусная https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/b4feaa04-3438-4b57a3ecba0f9fe63c0d?backUrl=https://urok .apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 22 Практическая работа № 2. «Свойства раствора уксусной кислоты» 23 Стеариновая и олеиновая кислоты, как представители высших карбоновых кислот 1 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/9834d408-386d444a-8de37efba8b98cdb?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 1 https://lesson.edu.ru/my- school/lesson/71ac43f2-a0d4-4945a0eb1e59cd5f4d9f?backUrl=https://urok.apk pro.ru/&token=00d3c187bded0129a346 af21affaa6a9e375b1c38cf3d61632acf903 5c32a694 Библиотека ЦОК 24 Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/71ac43f2-a0d4-4945a0eb1e59cd5f4d9f?backUrl=https://urok .apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 25 Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/71ac43f2-a0d4-4945a0eb1e59cd5f4d9f?backUrl=https://urok .apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 26 Жиры: гидролиз, применение, биологическая роль жиров 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/71ac43f2-a0d4-4945a0eb1e59cd5f4d9f?backUrl=https://urok .apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 27 Углеводы: состав, классификация. Важнейшие представители: глюкоза, фруктоза, сахароза https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/709ce43a-deb64281-963b01d2e212d4d0?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 28 Крахмал и целлюлоза как природные полимеры https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/690fbb76-f94a-4f77bbbe3d3ae748f716?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 29 Контрольная работа по разделу «Кислородсодержащие органические соединения» 1 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/5a9e4cc3-f4e9-4b8fa40fc9fe7c9c4bf8?backUrl=https://urok. apkpro.ru/&token=00d3c187bded0 129a346af21affaa6a9e375b1c38cf3 d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 30 Амины: метиламин и анилин 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/0c608a59-4c694481-839e9205f201b73e?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 31 Аминокислоты как амфотерные органические соединения, их биологическое значение. Пептиды 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/c2f2f3d7-43d1-4873ace078eca6009628?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 32 Белки как природные высокомолекулярные соединения 33 Основные понятия химии высокомолекулярных соединений 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/c2f2f3d7-43d1-4873ace078eca6009628?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/45b81dac-acba- 440e-99e314c3ba78050a?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 34 Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений. Пластмассы, каучуки, волокна ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/45b81dac-acba440e-99e314c3ba78050a?backUrl=https://uro k.apkpro.ru/&token=00d3c187bded 0129a346af21affaa6a9e375b1c38cf 3d61632acf9035c32a694 1 34 2 2 11 КЛАСС Тема урока Электронные цифровые образовательные ресурсы Количество часов Всего Практические работы п/ п Контрольные работы № Библиотека ЦОК 1 Химический элемент. Атом. Электронная конфигурация атомов 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/20b1df2e-6ce4435b-b6dc5155d30a45fa?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, их связь с современной теорией строения атомов 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/e7d48881-055d49da-a49c7375c3d033e9?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 3 Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по группам и периодам. Значение периодического закона и системы химических элементов Д.И. Менделеева в развитии науки 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/e7d48881-055d49da-a49c7375c3d033e9?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 4 Строение вещества. Химическая связь, её виды; механизмы образования ковалентной связи. Водородная связь 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/2859ec02-8ecd4cd8-8531edad962608fb?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/12bfc348-007f4796-bcda180fc6b720fe?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 5 Валентность. Электроотрицательность. Степень окисления. Вещества молекулярного и немолекулярного строения Библиотека ЦОК 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/a9c9a61e-e3874ffe-bcfb- aca9c7241b21?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 6 Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля вещества в растворе 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/8ae38be6-e06f4fae-972969903109f968?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 7 Классификация и номенклатура неорганических соединений. Генетическая связь неорганических веществ, различных классов 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/5e33bc30-805d41fe-bf72860434f45f57?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 8 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Закон сохранения массы веществ; закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/75637222-d3974b1a-810acc7bca9e8a0c?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 9 Скорость реакции. Обратимые реакции. Химическое равновесие https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/f0cb5def-307e4575-89d086041b603655?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/0e41e568-0a2b4605-bb9235d1ab69f9ba?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 10 Практическая работа № 1. «Влияние различных факторов на скорость химической реакции» 11 Электролитическая диссоциация. Понятие о водородном показателе (pH) раствора. Реакции ионного обмена. Гидролиз органических и неорганических веществ 1 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/f0cb5def-307e4575-89d086041b603655?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/237cdb54-27874817-8330- 6e027b075645?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/847d1752-151b4501-8390f29649f6c913?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 12 Окислительно-восстановительные реакции. Понятие об электролизе расплавов и растворов солей 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/8f219cef-7a8a44d5-b58ab3d1b2eeb237?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/32e5edc9-cb824f4a-ad5e4f56bc7e14ed?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 13 Контрольная работа по разделу «Теоретические основы химии» 1 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/9adf8229-876b4907-868e1d43bf90855c?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 14 Металлы, их положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенности строения атомов. Общие физические свойства металлов 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/a0d5bd16-683e4a1e-807370c604e9c862?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 15 Сплавы металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов 16 Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий) и их соединений 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/e7ff8162-0d4d40f8-b9f7422c3e710750?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/e7ff8162-0d4d- 40f8-b9f7422c3e710750?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 17 Химические свойства хрома, меди и их соединений https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/e7ff8162-0d4d40f8-b9f7422c3e710750?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 18 Химические свойства цинка, железа и их соединений https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/e7ff8162-0d4d40f8-b9f7422c3e710750?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 19 Практическая работа № 2. "Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»" 1 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/6545ec44-34c543f6-826ba648d7d6fef7?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 20 Неметаллы, их положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенности строения атомов 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/2390b83e-a9354c96-bd3a25f26d9c1139?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 21 Физические свойства неметаллов. Аллотропия неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и углерода) 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/cfb70c37-27844c66-be05b0966dffb673?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 22 Химические свойства галогенов, серы и их соединений 23 Химические свойства азота, фософра и их соединений 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/cfb70c37-27844c66-be05b0966dffb673?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 1 https://lesson.edu.ru/my- school/lesson/cfb70c37-27844c66-be05b0966dffb673?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 24 Химические свойства углерода, кремния и их соединений 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/cfb70c37-27844c66-be05b0966dffb673?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 25 Применение важнейших неметаллов и их соединений 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/cfb70c37-27844c66-be05b0966dffb673?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 26 Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». Вычисления по уравнениям химических реакций и термохимические расчёты 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/029ee9f3-66754682-9ba87fca5ca18277?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 27 Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач по теме "Неметаллы"» 1 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/7c19b0ba-78154db3-86f4d0ac5b740b3b?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 28 Контрольная работа по темам «Металлы» и «Неметаллы» 1 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/029ee9f3-66754682-9ba87fca5ca18277?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 29 Неорганические и органические кислоты. Неорганические и органические основания 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/35c2be59-f1c646c6-910c46a0576d6924?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 https://lesson.edu.ru/my- school/lesson/58903722-79bc4b22-b276114fab0dd141?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 30 Амфотерные неорганические и органические соединения. Генетическая связь неорганических и органических веществ 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/46b429e4-931c43fb-a2babe9e0bbeddef?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/c6c5af9a-96454604-983459151d566a61?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 31 Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины 1 https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/acd826cf-ba2d49db-b216ef7c26a84728?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 Библиотека ЦОК 32 Представления об общих научных принципах промышленного получения важнейших веществ https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/f5999557-18c84853-83a0588bf830407a?backUrl=https://u rok.apkpro.ru/&token=00d3c187 bded0129a346af21affaa6a9e375 b1c38cf3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 33 Человек в мире веществ и материалов https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/acd826cf-ba2d49db-b216ef7c26a84728?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 1 Библиотека ЦОК 34 Химия и здоровье человека ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://lesson.edu.ru/myschool/lesson/b8e4d657-2cc74860-85839f76edc8a59f?backUrl=https://ur ok.apkpro.ru/&token=00d3c187b ded0129a346af21affaa6a9e375b 1c38cf3d61632acf9035c32a694 1 34 2 3