ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Приказ № 115-од от 30.08.2024г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74
620109 г. Екатеринбург, ул. Крауля,46 телефон - факс (343) 242-22-10
ИНН 6658068601 КПП 665801001 e-mail: soch74@eduekb.ru
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов №74
Протокол от 30.08.2024 № 10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Смысловое чтение»
для обучающихся 5-х классов
Екатеринбург
2024
I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
5 класс (34 ч)
1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы
речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи.
Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки.
Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок
текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов,
заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи
предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые
части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации
по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в
тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники,
словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации.
2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста.
Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из
рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста,
места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о
прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность
информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по
смысловому чтению для основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными
российскими
социокультурными
и
духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской
литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты
освоения рабочей программы по смысловому чтению для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в изучаемых текстах; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление
о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся
в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
3
народов России в контексте работы с текстами произведений русской и
зарубежной литературы; ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
изучаемых текстах; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, в том числе изучаемых текстах; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе работы с текстами; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
уметь
управлять
собственным
эмоциональным
состоянием;
4
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
при работе с текстами, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на
современную
систему
научных
представлений
об
основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской грамотностью и культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного литературного образования; установка на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
5
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные
по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во
взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в
выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых
знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии
гарантий успеха.
Метапредметные результаты
овладение элементарными навыками работы с книгой,
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий
цели
вид
чтения
(поисковый/просмотровый,
ознакомительный,
изучающий/аналитический), элементарными навыками чтения текстов
разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научнопознавательных).
6
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и
понимание прочитанного, на основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на
имеющийся читательский и жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и
второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и
доказательную и т.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять
деятельность,
направленную
на
понимание
и
интерпретацию информации, на основе умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в
разных видах текстов;
выбирать
из
текста
или
придумывать
заголовок,
соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста,
передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые
компоненты (в несплошных текстах);
интерпретировать
содержание:
сравнивать
и
противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера,
определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из
сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного
значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять
деятельность,
направленную
на
понимание
и
преобразование информации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя
план;
7
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в
соответствии с коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в
тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые
формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и
т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществить деятельность, направленную на оценку информации и
рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей
точки зрения в тексте;
использовать полученную из разного вида текстов
информацию для установления несложных причинно-следственных связей
и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и
работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при
совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный
кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных
предметных областях.
8
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На изучение предмета «Смысловое чтение» на уровне основного общего образования отводится 34 часа (1 час в
неделю)
Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные
с возрастными особенностями обучающихся и обеспечивает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования
у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского
исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для
рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров
результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с
календарным планом воспитательной работы;
создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение
сильных сторон ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в
продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту обучающихся,
проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию
приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную
мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами,
соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в
том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся
социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение
индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
10
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 1. Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного
Восприятие на слух и понимание различных
1
видов сообщений.
Типы речи. Речь книжная и разговорная.
Художественный
стиль речи.
https://fg.resh.e du.ru/
1
Изобразительно-выразительные средства.
https://fioco.ru/
примерызадач
https://fg.resh.e du.ru/
1
Текст, его основные признаки. Тема текста,
основная мысль текста, идея.
Авторская позиция. Заголовок
текста. основная
мысль текста, идея.
Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном виде.
Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность.
Развитие мысли в тексте. «Тестовые задания с
выбором ответа»
Способы и средства связи предложений в тексте.
https://fg.resh.e du.ru/
1
https://fg.resh.e du.ru/
1
1
1
1
1
11
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
https://fg.resh.e du.ru/
https://fg.resh.e du.ru/
https://fg.resh.e du.ru/
https://fg.resh.e du.ru/
10
11
12
13
14
15
16
17
Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста.
Упорядочивание информации по заданному
основанию.
«Тестовые задания с краткой
записью ответа»
Существенные признаки объектов, описанных в
тексте, их сравнение.
Разные
способы
представления информации: словесно, в виде
рисунка, символа, таблицы, схемы.
Виды
чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбор
вида чтения в соответствии с целью чтения.
1
https://fg.resh.e du.ru/
1
1
https://fioco.ru/
примерызадач
https://fioco.ru/
примерызадач
1
https://fioco.ru/
примерызадач
1
12
1
1
Использование формальных элементов текста
1
(подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
0
16
Итого по разделу
Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации»
пересказ текстов по плану.
https://fg.resh.e du.ru/
https://fg.resh.e du.ru/
1
Источники информации:
справочники, словари
Подробный
1
1
https://fioco.ru/
примерызадач
4
https://fioco.ru/
примерызадач
18
сжатого пересказа текста.
1
https://fioco.ru/
примерызадач
19
Составление различных видов вопросов по
содержанию текста.
1
https://fioco.ru/
примерызадач
20
Формулирование
содержании
текста.
1
https://fioco.ru/
примерызадач
1
https://fioco.ru/
примерызадач
21
22
23
24
25
Особенности
выводов,
основанных
на
Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование
(дополнение) информации
из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации, полученной из
рисунка, в текстовую задачу.
Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, презентацию).
Итого по разделу
1
1
1
1
1
1
0
Раздел 3. «Работа с текстом:
13
https://fg.resh.e du.ru/
https://fg.resh.e du.ru/
https://fg.resh.e du.ru/
1
9
https://fioco.ru/
примерызадач
3
оценка информации»
26
27
28
29
30
31
32
Оценка содержания и структуры текста.
https://fg.resh.e du.ru/
1
Оценка языковых особенностей текста.
https://fg.resh.e du.ru/
1
Места и роли иллюстраций в тексте.
1
1
Выражение собственного мнения о прочитанном,
его аргументация. «Текстовые связи»
1
Достоверность и недостоверность информации в
тексте.
1
Недостающая или избыточная информация в
тексте.
Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
https://fg.resh.e du.ru/
https://fg.resh.e du.ru/
https://fg.resh.e du.ru/
1
https://fg.resh.e du.ru/
1
33
Проверочная работа.
1
34
Повторение изученного.
1
Итого по разделу
9
14
https://fg.resh.e du.ru/
1
https://fg.resh.e du.ru/
https://fg.resh.e du.ru/
0
2
0
9