ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО Приказ №77-од от 31.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы читательской грамотности» для обучающихся 1-3 классов Екатеринбург 2023 I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Основы читательской грамотности» В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с детской книгой (УУД) Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об автореписателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. 1 класс : в круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира Литературные сказки В.Берестов « Мастер птица» Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. Русские народные потешки и прибаутки. «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший параход». Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» Ш.Перро «Красная шапочка» Ш. Перро «Мальчик с пальчик» «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». О героях. А.Митяев «Богатыри» О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик» Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» 2 класс: в круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям 3 современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат» Сказки о животных В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок» Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки» Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек» Худому делу - худой конец. Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др. Стихи о Родине. Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине. Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» «На ярмарке» Малые фольклорные жанры. Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» Забавные стихи. А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Рассказы и стихи о подвигах . М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др. Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!» О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки» Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост» Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» 4 Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» Книги о ребятах и их делах. А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный» Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». Знай и люби родную природу! Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г. Скребицкий «Колючая семейка» Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина» Сказки народов родного края. Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» 3 класс: внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей. Ученик должен «уметь»: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; 5 уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными. Предметны результаты: 1 класса: Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка. Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану. Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом. Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку. Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки. 2 класс: знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; 6 делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками). 3 класс Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом. Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесно рисовать картины к художественным текстам. Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса. Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий. Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Понимать образные выражения, используемые в книге. Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту. Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; 7 Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В учебном плане на изучение данного курса отводится 1 час в неделю с 1 по 3 класс: 1 класс- 33 часа, 2 класс- 34 часа, 4 класс- 34 часа. (всего 101 час) Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и обеспечивает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту обучающихся, проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; 8 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 1 класс Электронные цифровые образовательные ресурсы Количество часов Всего 1 2 3 Литературные сказки В.Берестов « Мастер птица» Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. «Ни окошек, ни дверей». Практические работы Тема урока Контрольные работы № п/п 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК 9 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. Русские народные потешки и прибаутки. «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший параход». Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» Ш.Перро «Красная шапочка» Ш. Перро «Мальчик с пальчик» «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 10 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Соколовский «Бабушкина вешалка» А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушказабота» Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». О героях. А.Митяев «Богатыри» О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе», Книги о животных. Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка» О любимых игрушках. А. Барто «Игрушки» О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 11 30 31 32 33 семицветик О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик» Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» Экскурсия в школьную библиотеку. Итоговое занятие. Игра – викторина «Угадай сказку» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 2 класс Количество часов Всего 1 2 3 4 5 Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат» Сказки о животных В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок» Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» Здравствуй, осень! Практические работы Тема урока Контрольные работы № п/п Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК 12 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 М. Пришвин «Листопадничек» Худому делу - худой конец. Итальянская сказка «Как осёл петь перестал» Худому делу - худой конец. С. Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др. Стихи о Родине. Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине. Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» «На ярмарке» Малые фольклорные жанры. Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» Забавные стихи. А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Сказки и стихи о приключениях и волшебстве Н. Носов «Приключения https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 13 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Незнайки и его друзей» Сказки и стихи о приключениях и волшебстве Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др. Рассказы и стихи о подвигах. Емельянов «Храбрая девочка» и др. Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!» О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» О героизме и трусости. Артюхова «Трусиха», С.Михалков «Прививка», Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки» Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост» Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 14 26 27 28 29 30 31 32 33 34 мимозу» Произведения о ребятах – сверстниках. Н. Г. ГаринМихайловский «Тёма и Жучка» Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» Книги о ребятах и их делах. А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный» Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». Знай и люби родную природу! Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г. Скребицкий «Колючая семейка» Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина» Сказки народов родного края. Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 15 3 класс Тема урока Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 Стихотворные сказки. А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» Детские энциклопедии. Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев Рассказы современных писателей о детях. Т. Лихоталь «Синяк», Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Огневушка поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» Волшебный мир сказок Бажова «Каменный цветок» Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Практические работы № п/п Контрольные работы Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 16 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Р.Киплинг «Маугли» Книги о природе и человеке. » Б.Житков «Мангуста» Рассказы о животных. Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос» Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни» Произведения о мамах и детях. А. Милн «Непослушная мама» Сказки о приключениях детей. И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др. Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник» Сказки народов разных стран. Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» и др. Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин Как рождается герой. Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» Люби живое. М.Пришвин «Рождение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 17 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» По страницам детских журналов. Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина» Твоя книжная полка. «Дневник Коли Синицына» Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» Д. Родари «Джельсомино в Стране Лжецов» Стихи о родине поэтов родного края. Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа. К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Зарубежные писатели детям Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» Мифы и легенды древней Греции.Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. Книги, которые надо читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного города» Книги, которые надо 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК 18 34 читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного города» КВН « В стране Читалии» https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e 19