Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

Дополнительное образование

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования.

Одной из актуальных целей дополнительного образования является развитие личности, творчески воспринимающей и преобразующей окружающую действительность, способной адаптироваться к изменяющимся условиям. Современная ситуация в обществе предполагает воспитание людей, которые сумели бы освоить опыт предшествующих поколений, критически его осмыслив и обогатив собственным, подняться на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной компетентности, терпимости к иному образу жизни и мнению, готовность жить по правовым и нравственным нормам, взаимодействовать с мировой цивилизацией.

В качестве приоритетов дополнительного образования следует выделить следующие: предоставление каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентаций, возможности реализовать себя в различных видах деятельности; стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию; активное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях; обогащение жизненного опыта ребенка, соотношение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельная оценка действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения; преемственность содержания общего и дополнительного образования с учетом эволюции личностного сознания ребенка и развития многообразия форм его жизнедеятельности.

Таким образом, приоритетным направлением дополнительного образования МБОУ СОШ №74 является создание развивающей среды, в которой каждый ученик может проявить свои способности, приобрести знания и умения, сформировать убеждения и ценности, осознать себя признанным, самодостаточным и успешным. Именно дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, социально-педагогическую поддержку, продуктивную организацию свободного времени детей, становится одним из определяющих факторов развития их способностей и интересов, их социального и профессионального  самоопределения.

Среди прогрессивных идей современности заметное место занимает идея непрерывного образования. Ее главный смысл – обеспечить каждому человеку постоянное творческое развитие и совершенствование на протяжении всей жизни.

Целью дополнительного образования в школе является   создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих   задач дополнительного образования:

–       изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;

– расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;

–  создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;

–  определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;

- развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;

–       создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей,

–       воспитания уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве;

–        сохранение психического и физического здоровья учащихся.

Система дополнительного образования в школе  выступает как педагогическая структура, которая:

–       максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,

–       обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и  личностную значимость учащихся,

–       дает шанс каждому открыть себя как личность,

–       предоставляет  ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе,

–       налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма,

–       активно использует возможности окружающей  социокультурной и духовной пищи,

–       побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,

–       обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

           Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие   запросы.

 

Концептуальная основа дополнительного образования школы.

           Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию  и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное  образование – практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное  образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное  образование – дополнительность, непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное  образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное  образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

           При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:

–       принцип непрерывности и преемственности,

–        принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования,

–       принцип вариативности,

–       принцип гуманизации и индивидуализации,

–       принцип добровольности,

–       принцип деятельностного подхода,

–       принцип творчества,

–       принцип разновозрастного единства,

–       принцип открытости системы.

Функции дополнительного образования:

–        образовательная  – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

–       воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

–        информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);

–        коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

–       рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

–       профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию.

–       интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

–       компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

–       социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

–       самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Содержание дополнительного образования школы.

Творческие объединения и спортивные секции – это удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. В школе работает 7 творческих объединений различных направленностей: - « хоровой коллектив и вокальный ансамбли;  тетр мод «Хозяюшка»,Театральная студия «В мире немецких сказок»., "Немецкий - первый и второй инотранный язык", экологическая  лаборатория «Экология и Я »; Военно-патриотический клуб на базе музея. Образовательные программы дополнительного образования детей традиционно разрабатываются или адаптируются самими педагогами.

Программы дополнительного образования в МБОУ СОШ №74,согласно Уставу школы , реализуются по следующим  направленностям:

               1) художественная;

2) физкультурно – спортивная;

3) социально-педагогическая;

4) туристско – краеведческая;

5) естественнонаучная;      

6) техническая.

Направленность

Творческие объединения ,спортивные секции

Художественная

Театр мод «Хозяюшка»

Хоровое и сольное пенье «Звонкая радуга»

Театральная студия "В мире немецких сказок"

Туристко-краеведческая

«Страницы родной истории»

Техническая

 

Физкультурно-спортивная

 

Естественно -научная

 «Эколог и Я»

Социально-педагогическая;

"Немецкий- первый и второй иностранный язык "

 

 

В дополнительном образовании детей, как и в любой сфере образования, есть свои уровни.

На уровне начального общего образования основная педагогическая задача - создать условия для появления у детей осознанной мотивации для выбора объединения и конкретного вида деятельности. На данном этапе ребенок пробует новые формы деятельности для себя

 Художественно – эстетическая направленность представлена данной ступени творческими объединениями Ансамбль «Звонкие нотки» и театром мод «Хозяюшка».

Театр мод «Хозяюшка» представлена областью декоративно- прикладного творчества. Он помогает учащимся развивать художественный вкус, способствует воспитанию творческой активности, разрабатывает моторику рук, что очень важно в этом возрасте, способствует развитию логического мышления.

Ансамбль «Звонкие нотки». Основной целью программы является формирование и развитие вокальных способностей детей, воспитание у детей культуры пения как части их духовной культуры. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовывать потребность в общении.

 На уровне основного (общего) образования (5-8 классы),когда ребенок проявил интерес к определенному виду деятельности, педагогу, работают кружки, продолжающие развивать те знания и умения, которые были заложены на начальном уровне плюс добавленные новые формы дополнительного образования, соответствующие возрасту и интересам обучающихся на данной ступени.

Художественно- эстетическая, туристко-краеведческая и социально-педагогическая направленности представлена на данном уровне следующими кружками : театр мод «Хозяюшка», ансамблем «Звонкие нотки»,историко- краеведческим музеем «Страницы родной истории», «Зеленый огонек», «Эколог и Я»,.

Историко-краеведческий музей «Страницы родной истории» направлен на помощь школьникам в осмыслении их места в жизни, приобщения к целому ряду ценностных понятий, помощь формирования собственных взглядов на жизнь, свое мировоззрение , и в то же время на познавание и уважение прошлого и настоящего своего народа, своего края, своей семьи.

Экологический кружок «Эколог и Я» направлен на воспитание понимания эстетической ценности природы, развитие любознательности и желания получать знания, формирование положительного отношения к окружающему миру.

На уровне среднего ( полного) общего образования ( 10- 11 класс) развитие самодеятельности ребенка имеет ярко выраженное познавательно-исследовательское направление.

представлена  следующими творческими объединениями историко-краеведческим музеем «Страницы родной истории», кружком 

Дополнительное образование детей в школе представляет собой источник гуманистического обновления педагогических средств, широкий культурный фон, неограниченные  возможности для воспитания, развития одаренности обучающегося, для самоопределения  и саморегуляции.

Образовательные программы дополнительного образования детей традиционно разрабатываются или адаптируются самими педагогами.

Создание развивающей среды, в которой каждый может проявить свои способности, приобрести знания и опыт, осознать себя признанным, самодостаточным и успешным – приоритетное направление в работе центра образования. Именно дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, социально-педагогическую поддержку, продуктивную организацию свободного времени детей, становится одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения. Без дополнительного образования невозможно развитие личности, ее включение в непрерывное образование

Календарь

23

Январь

Январь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31